Новости

Частный музей, посвященный еврейской истории Берлина, оказался под угрозой

29 июля, 18:00 культура
Поделиться

Они были философами, банкирами и музыкантами: еврейская семья Мендельсонов оставила заметный след в интеллектуальной, экономической и культурной жизни Германии еще в 18 веке, пишет журналист «Deutsche Welle» (внесено в список СМИ-иноагентов) Марсель Фюрстенау.

Однако расцвет семьи внезапно закончился в 1933 году, когда нацисты захватили власть в Германии. Богатая событиями история Мендельсонов увековечена в здании, которое когда-то принадлежало им, в центре Берлина. Музей семьи Мендельсон, который находится у площади Жандарменмаркт в Берлине, изначально был частью банка, а затем использовался как каретный двор. Сегодня это историческое место является домом для частного музея, который организует концерты, чтения, дискуссии и экскурсии. Но положение музея надежно только до конца 2024 года. Владелец здания, хедж-фондовая компания, резко увеличила арендную плату и оказывает давление на музей. Директор музея Томас Лакманн сообщил DW, что эти условия сделают управление музеем невозможным. Эта жемчужина, которая сохраняет еврейскую немецкую историю — и ее нынешнюю культурную жизнь — в течение последних 20 лет в основном финансировалась через Общество Мендельсона за счет частных пожертвований и членских взносов. Общество было основано в 1967 году и отвечает за управление музеем и организацию разнообразных программ в выставочном зале. «Если не будет никакой институциональной поддержки, которая могла бы помочь компенсировать наш структурный бюджетный дефицит, этот мемориальный объект превратится в историческую мастерскую по вызову», – рассказал Лакманн, описывая дилемму.

Арендная плата за здание должна вырасти на 25%, примерно до 80000 евро в год. «12-месячный период для уведомления о выселении будет означать, что мы больше не сможем заниматься разумной музейной работой», — заявил Лакманн. Он добавил, что возможность трехлетнего уведомления также не рассматривается, поскольку это потребует дополнительной платы за расторжение договора в размере 28000 евро. Если музей семьи Мендельсон будет вынужден закрыть свои двери в конце этого года, традиционный фестиваль «Последняя роза лета», представленный в середине августа, также ознаменует конец первоклассной серии концертов камерной музыки. В этом году его программа включает выступления международных звезд, таких как Владимир Ступель на фортепиано и Юдит Ингольфссон на альте, а также фортепианный квартет, составленный Фанни Хенсель, сестрой Феликса Мендельсона-Бартольди.

При жизни Хенсель, которая сочинила более 450 произведений, оставалась в тени своего более известного брата. Бюсты брата и сестры, родившихся в Гамбурге, приветствуют посетителей в идиллическом дворике музея с фонтаном и скамейками. Самый творческий период двух композиторов пришелся на Берлин и Лейпциг, где Феликс был капельмейстером Гевандхауса, или дирижером. «В Гамбурге и Лейпциге есть музеи Мендельсона. Но скоро в Берлине их не будет», — заявил Лакманн, добавив, что такая реальность «нанесет ущерб культуре памяти».

Имя Мозеса Мендельсона символизирует преодоление ненависти и наведение мостов между религиями. Философ и эрудит, Мендельсон сформировался эпоху Просвещения в 18 веке. Лакманн особенно стремится напомнить общественности об этой традиции, называя ее «наследием толерантности, но также и гражданской ответственности». Множество увлекательных историй из большой семьи Мендельсонов иллюстрируют, как можно взаимодействовать с обществом, заметил Лакманн, который также является журналистом и писателем. Он считает, что правительство обязано обеспечить сохранение наследия Мендельсона.

DW поинтересовалась ситуацией в офисе министра по культуре и СМИ (ВКМ) Клаудии Рот. Ее пресс-секретарь ответил: «Институциональное финансирование из бюджета BKM невозможно, но общество, в принципе, может подать заявку на финансирование из «Capital Cultural Fund»». Однако поскольку этот орган ориентирован на финансирование проектов, Лакманн считает, что он сможет оказать музею лишь временную помощь. Офис Рот не захотел комментировать значение Музея семьи Мендельсон для культурной и интеллектуальной жизни Берлина . Ни то, может ли Берлин позволить себе отказаться от этого исторического места, имеющего непосредственную связь с семьей Мендельсонов. В обоих случаях офис подразумевал, что ответственность лежит на городском правительстве, а не на федеральном уровне.

Запрос DW к сенатору Берлина по культуре и социальной сплоченности Джо Чиало, также получил ответ пресс-секретаря: «Сохранение Музея семьи Мендельсон как места для встреч, мероприятий и выставок является для нас важной задачей. С момента открытия в 2004 году музей превратился в место выдающегося культурного и политического значения». Чиало направил письмо владельцу здания с просьбой продлить договор аренды с музеем на прежних условиях. «Кроме того, в настоящее время мы проводим исследование, чтобы определить, может ли федеральная земля Берлин поддержать мероприятия в музее», – отмечалось в ответе.

Офис Чиало заявил, что не может обещать долгосрочную финансовую поддержку, и, похоже, шансы на спасение уменьшаются с каждым днем. Теперь Лакманн и его команда волонтеров могут надеяться только на помощь из других источников и уже начали призывать к частным пожертвованиям. Недавно из США пришел чек от спонсоров американского оперного театра, который побывал в Берлине и организовал свой собственный концерт в Музее семьи Мендельсон. «Я «Думаю, у людей со стороны гораздо более чуткий и восторженный взгляд; они видят, насколько это особенное место», — заметил Лакманн. Теперь Лакманну остается надеяться, что какой-нибудь богатый человек купит весь комплекс зданий. Не просто как инвестицию, а с долей идеализма: чтобы продолжить традицию Просвещения.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции