Новости

В докладе Госдепартамента США говорится о стойком антисемитизме в катарских учебниках

10 июля, 12:00 катар, образование
Поделиться

Подготовительная школа Катара «Тальха бен Убайдаллах», расположенная в нескольких милях к северу от столицы Дохи, провела в ноябре художественную выставку под названием «Газа в наших сердцах», пишет журналист «The Times of Israel» Джанлука Паккьяни.

Рядом с одами Иерусалиму как столице Палестины и плакатами, призывающими к бойкоту различных брендов за их предполагаемые связи с Израилем, на участке стены были представлены работы учеников в рамках презентации под названием «Атрибуты евреев». В надписях на стене, евреи характеризовались как «развращенные, убийцы пророков, лживые и высокомерные». Фотографии с выставки были размещены на странице школы в «Фейсбуке» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией), где их можно видеть до сих пор.

Эта история фигурирует в докладе Госдепартамента США о свободе вероисповедания в мире за 2023 год, опубликованном две недели назад, как свидетельство антисемитизма, который все еще пронизывает катарскую систему образования и который неоднократно всплывал на публичных мероприятиях, начиная с 7 октября. «Несмотря на некоторые улучшения в национальной учебной программе Катара в 2021-2022 учебном году, в течение 2023 года национальная учебная программа продолжала включать контент, носивший антисемитский характер», — говорится в докладе.

В документе также упоминается еще один антисемитский инцидент, произошедший в катарском государственном образовательном учреждении в ноябре. Подготовительная и средняя школа для мальчиков «Месаид», расположенная к югу от Дохи, поделилась в своем аккаунте в «X» видеороликом, снятым во время общей молитвы, проходившей в школьном зале. Во время молитвы имам проклял евреев, назвав их «врагами Аллаха», и призвал Аллаха «даровать нам джихад против евреев нашими душами, нашим богатством и нашими словами».

В докладе Госдепартамента в качестве основы для выводов использовано исследование, недавно опубликованное некоммерческой организацией IMPACT-se, которая регулярно анализирует образовательные программы в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Исследование, обнародованное в июне, было основано на анализе 55 катарских учебников и пришло к выводу, что антисемитский и антиизраильский контент в катарской системе образования сохраняется, несмотря на некоторые улучшения, зафиксированные в 2021-2022 учебном году по сравнению с предыдущим периодом (2016-2020 гг.). В 2020 году IMPACT-se установила, что катарская учебная программа не соответствует международным стандартам образования в духе мира и толерантности, установленным некоммерческой организацией на основе деклараций ООН и ЮНЕСКО. Два года спустя некоммерческая организация обнаружила, что монархия Персидского залива удалила часть антисемитского контента из своих учебных материалов и добилась прогресса в сокращении ненависти к немусульманам в целом, а также смягчила поощрение насильственного джихада. Даже тон, использованный в отношении Израиля, которому уделялось непропорционально много внимания и к которому относились с явной враждебностью, оказался более умеренным, отмечается в докладе.

Однако учебники Министерства образования Дохи за 2023-2024 учебный год, а также открытые источники информации о внеклассных мероприятиях, проводимых в катарских школах, выявили многочисленные случаи устойчивых антисемитских стереотипов, что позволяет сделать вывод о том, что двусмысленная позиция Катара как союзника Запада и поборника исламского фундаментализма осталась неизменной. И его антиизраильская риторика иногда становилась более резкой после нападения ХАМАСа 7 октября.

«Положительные изменения в учебниках, отмеченные в предыдущие годы, прекратились», — отмечается в отчете организации, базирующейся в Лондоне и Тель-Авиве. В своем отчете IMPACT-se обнаружила, что в 2023 году образовательные материалы страны по-прежнему «во многом отражают ту же общую напряженность, с которой сталкивается руководство Катара: между исламистскими взглядами Катара и его желанием выглядеть открытым, нейтральным и прогрессивным лидером в районе Персидского залива. Учебники учили катарских детей принимать других, отличных от них, и выступать за мир. Но в то же время они повторили антисемитские слухи и усилили поддержку катарским режимом исламистских воинствующих группировок».

Крошечная монархия Персидского залива, одна из самых богатых стран мира, считается надежным союзником Запада, на ее территории находится крупнейшая база США на Ближнем Востоке, а в 2022 году администрация США назвала ее «крупным союзником, не входящим в НАТО». В то же время правящая семья Катара в течение многих лет финансировала ХАМАС, а также множество других исламистских группировок на Ближнем Востоке и в Африке. Предполагается, что за последнее десятилетие Доха профинансировала палестинскую террористическую группировку на сумму 1,5 миллиарда долларов, поскольку она вооружалась и готовилась к шокирующим атакам 7 октября 2023 года на юг Израиля, в результате которых 1200 человек были убиты и около 250 человек были похищены в Газу. В столице страны по-прежнему проживают глава политбюро ХАМАСа Исмаил Хания и большая часть руководства террористической группировки в изгнании, которые разместились в роскошных отелях, в то время как мирным жителям Газы приходится сталкиваться с последствиями войны, развязанной ХАМАСом.

Монархия также позиционирует себя как один из главных посредников между Израилем и ХАМАСом, помимо Египта, проводя многочисленные раунды переговоров в Дохе и повышая дипломатический авторитет страны, несмотря на ее небольшой размер. Однако, в отличие от внешнего участия в качестве якобы нейтрального посредника в разрешении кризиса в Газе, внутри страны правители заняли стойкую прохамасовскую и антиизраильскую позицию.

В докладе IMPACT-se о катарских учебниках было обнаружено, что евреев часто изображают манипуляторами мировых процессов, не имеющими никаких связей со своей страной происхождения. Государство Израиль обычно обозначается как «Палестина» на картах в учебниках и на пропалестинских школьных мероприятиях, о чем свидетельствует другой отчет, опубликованный Ближневосточным институтом медиаисследований (MEMRI) в декабре. Это противоречит усилиям Дохи рассматриваться в качестве нейтрального посредника в продолжающемся конфликте между Израилем и ХАМАСом, а также ее предполагаемой поддержке решения о двух государствах, которое предполагает признание существования Израиля.

Антисемитизм в учебниках

Полемика против евреев в учебных материалах часто выражается в религиозных терминах. IMPACT-se обнаружил, что учебник исламского образования для 8-го класса содержал урок, посвященный тому, как евреи изначально отвергли Моше и Иисуса, и приходил к выводу, что нет никого более злого, чем люди, которые «были приглашены в ислам и отвергли его». В учебнике по религии для 10-го класса учащимся в качестве неотъемлемого элемента надлежащего следования исламскому учению предписывалось избегать «уподобления» евреям. Второй тип антисемитизма использовался для пропаганды арабского националистического нарратива против Израиля, отрицая связи евреев с землей их предков, изображая еврейское самоопределение как неоправданное и расистское, узаконивая насилие против израильтян и опуская информацию, которая способствовала бы пониманию еврейского опыта.

Например, в учебнике истории для 11 класса в главе, посвященной Второй мировой войне и автобиографии Гитлера «Майн кампф», не упоминается Холокост или антисемитские компоненты идеологии Гитлера. В докладе говорится, что взрывы террористов – смертников и террористические акты ХАМАСа и других палестинских группировок во время интифады эвфемистически описывались как «вооруженные операции» или «военные операции» и изображались как естественная реакция на продолжающееся израильское угнетение. Фотография катарского эмира Тамима бен Хамада, встречающегося с Исмаилом Ханией, который живет в Дохе и возглавляет Политбюро ХАМАСа, была включена в учебник истории для учеников 12 класса. В упражнении из учебника арабского языка учащиеся 8-го класса должны были проанализировать стихотворение под названием «Палестина», которое призывало читателей участвовать в жестоком джихаде, «обнажать мечи» и жертвовать своей жизнью, чтобы защитить Палестину и Иерусалим от «угнетателей» и «мясников».

Подстрекательская риторика, содержащаяся в катарских учебниках, резко контрастирует с заявленной позицией его лидеров и дипломатов, которые неоднократно осуждали антисемитизм и рекламировали пропаганду монархией толерантности и умеренности. В заявлении, опубликованном в мае, посольство Катара в Вашингтоне осудило антисемитизм – и исламофобию – и осудило «кампанию дезинформации» против него после того, как Доха подверглась критике за выделение миллиардов пожертвований американским университетам в обмен на внедрение своей повестки дня и усиление антиизраильских настроений в научных кругах.

Несмотря на давнее наступление Дохи, направленное на то, чтобы удержать Вашингтон от критики, Госдепартамент США не удержался от подчеркивания недостатков монархии и противоречий между ее риторикой и политикой. Ежегодный отчет о свободе вероисповедания за 2023 год также показал, что в Катаре, стране с населением около 2,5 миллиона человек, где лишь около 11% являются гражданами, по-прежнему свирепствует дискриминация в отношении религиозных организаций, которые официально не зарегистрированы, особенно в отношении бахаистов. Правительством Катара официально признаны только суннитский и шиитский ислам и восемь христианских конфессий. Иудаизм не признается, однако в докладе США говорится, что в сентябре 2023 года правительство официально разрешило проводить б-гослужение в Йом Кипур, которое совершал приезжий раввин. Христианам также запрещено размещать кресты возле своих церквей и заниматься прозелитизмом, что грозит лишением свободы на срок до 5 лет. В докладе отмечается, что переход в другую религию из ислама определяется законом как отступничество и является незаконным.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции