Новости

Железнодорожный музей в Замбии предлагает ключ к разгадке богатой еврейской истории африканской страны

14 июня, 19:00 История
Поделиться

На окраине этого приграничного города, примерно в 11 километрах от впечатляющего водопада Виктория, среди 100-летних паровозов и старинных вагонов, рассказывающих о железнодорожной отрасли страны, стоит деревянное здание с надписью «Еврейский музей», пишет журналист JTA Гарри Д.Уолл.

Нет сомнений в том, что железные дороги сыграли ключевую роль в развитии Замбии, не имеющей выхода к морю. Но евреи? «Небольшое население, влиятельное не благодаря своей численности», — так описал эту общину, которая на послевоенном пике насчитывала не более 1200 человек, оксфордский историк Хью Макмиллан. «Евреи сыграли важную роль в истории Замбии, особенно в бизнесе, а также в политической и интеллектуальной жизни страны», — заявил Макмиллан, соавтор книги 1999 года «Сион в Африке: евреи Замбии».

Сегодня в Замбии, стране с населением около 20 миллионов человек в Центральной Африке, почти нет евреев. Но влияние их исторического присутствия продолжает формировать развивающуюся страну, особенно по мере того, как она строит свою медицинскую инфраструктуру. Европейские евреи впервые приехали в страну в конце 19 века, когда она еще называлась Северной Родезией. Большинство из них были выходцами из «черты оседлости» Восточной Европы — бедными эмигрантами, говорящими на идиш, ищущими лучшей жизни. Они начинали как разносчики, торговцы и владельцы магазинов. В течение следующих нескольких десятилетий они также занялись сельским хозяйством, скотоводством, лесозаготовкой и добычей полезных ископаемых. В 1920-е годы в стране проживало около 100 евреев, почти половина из них — в Ливингстоне, тогдашней столице. Вторая волна еврейской иммиграции произошла в конце 1930-х годов, когда около 300 евреев из Германии и Австрии, а также других евреев из Латвии, Литвы и греческого острова Родос получили визы от британского колониального режима. Многим другим, спасавшимся от нацистских преследований, было отказано во въезде.

По мере того как Замбия разрабатывала свои медные рудники на севере, еврейское население росло; общины начали появляться в городах «Медного пояса» — Китве, Ндола, Муфулира и в новой столице Лусаке. В каждом из этих городов была своя синагога, отмечались религиозные праздники и было еврейское кладбище. «Мы были небольшой, но очень сплоченной общиной», — заметила 81-летняя Авива Рон, выросшая в Ндоле. Ее отец, Ханания Элькаим, приехал в Северную Родезию из бывшей Подмандатной Палестины и занимался строительным бизнесом. «У нас были б-гослужения каждую пятницу вечером. Бар-мицву готовила бааль-тефила, а моэлем был местный дантист», — добавила Рон, переехавшая в Израиль в 1960 году, где она изучала общественное здравоохранение, прежде чем стать высокопоставленным чиновником Всемирной организации здравоохранения.

В начале 1960-х годов, когда Замбия оставалась британской колонией, в регионе Коппербелт проживало около 300 евреев. После обретения независимости в 1964 году новый лидер страны заявил, что только коренные замбийцы могут получать разрешения на работу, запретив иностранцам работать на должностях, которые могут занять замбийцы. Многие евреи уехали. К 2001 году, после десятилетий болезней и войны, которые погрузили регион в бедность и беспорядки, еврейское население в регионе сократилось до двух человек: Денниса и Морин Фигов, которые управляли аукционным домом и универсальным магазином, который отец Фигова открыл в 1936 году. «Замбия — мой дом. Я здесь с двухнедельного возраста, и мне здесь нравится», — рассказал тогда JTA Деннис Фигов, который в 1960-х годах занимал пост мэра Луаншьи. Он умер в 2022 году в Кейптауне, ЮАР, куда пара переехала на пенсии.

Среди наиболее известных замбийских евреев были братья Эли и Гарри Сассманы, которые начинали как торговцы скотом, а затем стали крупными фигурами в транспортной, розничной и горнодобывающей промышленности; экономист Стэнли Фишер, ставший председателем Банка Израиля; и брат Рон Майкл А. Элкаим, судья Верховного суда Австралии. В отличие от других белых замбийцев (в основном выходцев из британских колоний) или жителей соседней Южной Африки, евреи Замбии имели открытые и равноправные отношения с африканцами, рассказала Рон. «Мы не были похожи на южноафриканских евреев, у которых были няни и слуги», — добавила она. «Нас не так воспитывали. Когда индийцы и чернокожие рабочие моего отца приходили в дом, они ждали в гостиной, а не на задней ступеньке. Их дети были моими друзьями». По ее словам, антисемитизм был, но в основном социального характера. «Евреев не допускали в теннисные клубы и гольф – клубы, поэтому мой отец построил собственный теннисный корт, на котором играл с другом – индийцем».

По словам историка Макмиллана, «и евреи, и африканцы были объектами расизма разной степени выраженности. Расизм был широко распространен среди белых поселенцев на юге Африки… Их считали занимающими промежуточное пространство между «белыми» и «африканцами», — пишет он в «Сионе в Африке». «Были опасения, что евреи на границе могут слишком близко познакомиться с африканцами и подорвать уважение к белым, которое считалось необходимым для их безопасности».

Действительно, многие торговцы – евреи связывались напрямую с племенными лидерами, минуя британских колониальных администраторов. Один известный еврей, Саймон Зукас, сыграл ключевую роль в борьбе Замбии за независимость в 1950-х годах. За это он был сослан колониальным правительством. После обретения независимости Зукас стал министром правительства. После его смерти в октябре 2021 года в возрасте 96 лет правительство объявило день национального траура.

Сегодня в Замбии проживает всего около 11 евреев, не считая временно проживающих. Совет евреев Замбии накопил 2 миллиона долларов — доходы от продажи общинной собственности и инвестиций. В 2014 году он пожертвовал половину средств на создание медицинской школы при Университете Коппербелт в Ндоле. Остальная часть поступила на медицинский факультет Тель-Авивского университета, предназначенный для сотрудничества с университетом Ндолы, включая визиты экспертов в области здравоохранения и обмен студентами. Первое здание медицинского факультета было названо в честь еврейской общины. «Это было время расплаты», — заметила Рон, чья карьера в сфере общественного здравоохранения, а также стремление навестить свою семью, ежегодно возвращала ее в Замбию. Вместе с покойным общинным лидером Майклом Сесилом Галауном они были движущей силой в установлении медицинского сотрудничества.

Музей Ливингстона был основан на пожертвования Дэвида Сассмана, потомка еврейских пионеров, и других представителей общины. Его панели и витрины освещают 130-летнюю историю евреев Замбии с текстами, фотографиями, письмами и предметами еврейского ритуала. Министерство образования Замбии включает еврейское наследие в свою учебную программу, а школы приводят учеников в музей, который расположен на территории Железнодорожного музея и находится в ведении города. Пешеходные экскурсии по «еврейскому Ливингстону» также можно организовать с местным историком и волонтером Питером Джонсом. За наследием и потребностями евреев Замбии, а также евреев восьми других южноафриканских стран отвечает раввин Моше Зильберхафт из Африканского еврейского конгресса.

Известный как «путешествующий раввин», Зильберхафт из Йоханнесбурга посещает Замбию, привозя кошерные продукты и мацу во время Песаха, обслуживая такие мероприятия жизненного цикла, как бар-мицва, свадьбы и похороны, и, что особенно важно, следит за сохранением еврейских надгробий и кладбищ. «Наша миссия — уважать и фиксировать вклад некогда гордых и ярких еврейских общин на юге Африки», — заявил он, отметив, что евреи жили почти в 1500 городах за 130-летний период. «Мы здесь для того, чтобы поддержать тех немногих евреев, которые остались, и сохранить память о тех, кто когда-то жил здесь».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции