Выставка в Амстердаме, посвященная культурному вандализму нацистов
Пергамент, вырезанный из священного свитка Торы для изготовления стелек для нацистской армии; портрет немецкого солдата со знаками различия в виде свастики, нарисованный на холсте по мотивам еврейского священного текста; картина с отпечатком сапога солдата, который обрек на смерть художника – еврея и его семью, пишет “Times”. Это лишь некоторые из экспонатов, представленных на новой голландской выставке, посвященной разграблению и актам вандализма в отношении еврейских культурных ценностей во время Второй мировой войны.
Выставка “Разграблено” в Еврейском музее и новом Национальном музее Холокоста в Амстердаме рассказывает о разграблении нацистами еврейских библиотек и синагог, а также частных домов. “Эти объекты очень близки еврейской идентичности. Это важная часть всей истории геноцида, которая также имела культурное значение”, – заявила куратор выставки Джули-Марта Коэн. Хотя экспонаты рассказывают о краже и реституции ценных произведений искусства, часто после десятилетий борьбы, новые исследования также выявили более масштабные случаи разграбления и разрушения еврейской культуры — иудаики, — которые были присущи Холокосту и усилиям нацистов по уничтожению европейских евреев.
“Люди в целом проявляют очень мало интереса к разграблению книг, ритуальных предметов или предметов иудаики по сравнению с произведениями искусства”, – заметила Коэн. “Это понятно. Искусство есть искусство, и его любят все. Иудаику в основном любят только евреи”. В 1940 году по горячим следам вторгшейся немецкой армии появилась специальная оперативная группа, или айнзатцштаб, под командованием Альфреда Розенберга, нацистского идеолога и ярого антисемита, который был казнен за военные преступления в 1946 году. Возглавляемый им печально известный айнзатцштаб рейхсляйтера Розенберга (ERR) конфисковал целые библиотеки, религиозные тексты из синагог, а также произведения искусства и религиозные предметы. Ими двигала финансовая выгода, стремление к искоренению еврейской культуры и нахождению “доказательств пагубной природы иудаизма”.
“Жадность ERR опустошила как частные, так и государственные еврейские библиотеки”, – рассказала Коэн. “Одной из главных целей нацистов была Тора”. Изъятые свитки Торы пользовались особенно большим спросом, потому что они были сделаны из пергамента, кожи животных, которая стоила денег. Пергамент пользовался спросом у сапожников для изготовления стелек и ремонта обуви. Среди экспонатов – пара стелек, которые использовались в сапогах немецкого солдата. “Слова, по которым он ходил каждый день, содержатся в Десяти заповедях и других текстах из 20-й главы Книги Исход”, – отмечается в каталоге.
В выпусках нацистского еженедельника “Illustrier Beobachter”, издававшихся во время войны, изображены “ученые – эксперты” из Института исследований еврейского вопроса при Розенберге, изучающие украденные книги. Двое из них – Йоханнес Поль и Вильгельм Грау, которые руководили “специальным библиотечным отрядом”, захватившим наиболее важные еврейские библиотеки в Нидерландах и Франции.
Еще один экспонат – современная гравюра “Злоязычные маленькие женщины” известного голландского художника Сэмюэля Джессуруна де Мескита. На ней сохранился отпечаток ботинка, оставленный нацистами во время его ареста и разграбления его дома в феврале 1944 года. Де Мескита и его семья были депортированы в Аушвиц и другие лагеря смерти, где они были убиты. Гравюра была спасена его другом, голландским художником – графиком Маурицем Эшером, вскоре после обыска, который отметил, что многие работы Де Мескиты “были разбросаны по полу, многие порваны и растоптаны”.
После войны многим евреям пришлось вести “борьбу, которую они были вынуждены вести, чтобы вернуть свою собственность. И, по сути, свое достоинство”, против безразличного голландского государства, которое часто сотрудничало с немцами и часто устанавливало непреодолимые бюрократические барьеры для реституции.
Директор Еврейского культурного квартала Амстердама Эмиль Шрайбер заявил: “Евреи, которые вернулись живыми из лагерей или из подполья, столкнулись с бессердечной бюрократией и категорическим отрицанием их исключительных трудностей”. У последующих поколений отношение к этому стало меняться по мере того, как голландское общество все больше осознавало потери и стремилось возместить ущерб за счет реституции разграбленного имущества. Один из экспонатов – графин, принадлежавший Луису Ламму, чья библиотека была изъята ERR в первые дни оккупации. Он был арестован вместе со своей дочерью Рут в 1943 году. Двое других детей, включая его сына Генриха, в 1938 году уехали в Палестину. Незадолго до того, как они с отцом были арестованы, Рут попросила соседку сохранить для нее графин. И Ламм, и Рут были убиты в Аушвице в ноябре 1943 года. Их соседи, Зейлманы, хранили этот кувшин, известный в семье как “Графин мистера Ламма”, до тех пор, пока его не унаследовала внучка, Мэри Овербрук. После поисков выживших Ламмов она смогла связаться с Рути Стерн, внучкой Луиса Ламма, которая жила в Израиле, и ее сестрами Сарой и Яхет. Кувшин был возвращен в 2013 году. “Она искала наследников Ламма”, – говорится в каталоге выставки. “В 2013 году она подарила графин его внучкам”.
Выставка “Разграбленное”, организованная национальным государственным музеем Нидерландов и Еврейским культурным кварталом, проходит с 31 мая по 27 октября в Еврейском музее и Национальном музее Холокоста в Амстердаме.