Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 27 июня 2024
Поделиться

Песах — время веры и упования на Творца

18 нисана 5714 года (21 апреля 1954)

Да поможет нам Всевышний преуспеть во всех начинаниях, связанных с нашим желанием создать достойный «сосуд», способный вместить все материальные и духовные блага, которые Он желает нам дать.

Эта духовная работа особенно актуальна в дни праздника Песах. Песах — время веры и упования на Творца. Именно эти качества проявили евреи поколения Исхода, когда вместе с женами и детьми ушли в пустыню, кишащую ядовитыми змеями и скорпионами См. Дварим, 8:11–15: «Может быть, когда будешь есть и насытишься и дома хорошие построишь… то забудешь Г‑спода, Б‑га твоего, выведшего тебя из земли Египетской, из дома рабства, проведшего тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, аспиды и скорпионы, где засуха и нет воды».
, полагаясь исключительно на слово Всевышнего, повелевшего им идти. Именно там, в пустыне, они осознали, что, когда возникла нужда, появилась манна, которую они ели См. Шмот, 16:1–4: «И двинулись из Эйлима, и пришла вся община сынов Израиля в пустыню Син, что между Эйлимом и Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. И возроптала вся община сынов Израиля на Моше и Аарона в пустыне. И сказали им сыны Израиля: “О, кто дал бы нам умереть от руки Г‑сподней в земле Египетской, когда мы сидели у горшка с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Вот, вывели вы нас в пустыню эту, чтобы уморить все это собрание голодом”. И сказал Г‑сподь Моше: “Вот, Я дождем дам вам хлеб с неба; и пусть выходит народ и собирает ежедневно, сколько нужно на день”».
, и колодец Мирьям Колодец, который чудесным образом сопровождал евреев во время их странствий по пустыне. См. Таанит, 9а: «Три добрых дара были даны Израилю: колодец, Облако [славы] и ман. Колодец был дан благодаря заслугам Мирьям. Умерла Мирьям—отошел [от них] колодец, как сказано: “И умерла там Мирьям” (Бемидбар, 20:1), а вслед за этим написано: “И не было воды для общины…” (Там же, 2)».
, из которого они пили; именно тогда исполнилось благословение: «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не опухала» Дварим, 8:4.
и т. д.

Как известно, «В каждом, каждом поколении обязан человек смотреть на себя, словно он сам вышел из Египта» Мишна Псахим, 10:5. Эта фраза приведена в Пасхальной агаде.
. Когда человек следует по жизни с верой и упованием, или, по крайней мере, с частичной верой и упованием, не может быть никаких сомнений, что Святой, благословен Он, удовлетворит все его материальные и духовные нужды.

(Игрот кодеш. Т. 8. С. 340. Письмо 2597)

Арон а‑кодеш из синагоги «Адат Йешурун». Резчик: Авраам Шулкин. Айова. 1899..

Провидение в первую очередь распространяется на тех, кто уполномочен влиять на других

25 нисана 5714 года ( 28 апреля 1954)

Что касается Вашего письма от первого дня будней праздника Песах, в котором Вы описали свои проблемы со здоровьем, — я упомяну Ваше имя, когда буду на могиле своего достопочтенного тестя рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, и попрошу Всевышнего о Вашем скорейшем выздоровлении.

Думаю, нет нужды напоминать Вам о необходимости укрепиться в вере и уповании на Творца. Это справедливо во все времена и особенно сейчас, когда только что закончился «праздник опресноков» Одно из библейских названий Песаха, см., напр., Шмот, 23:15, 29:2; Дварим, 16:8.
, которые называют «пищей, укрепляющей веру» и «пищей, дарующей исцеление» Зоар II, 183б.
, и мы движемся навстречу празднику дарования Торы, все заповеди которой пророк Хавакук свел к одному принципу — вере См. Макот, 23б‑24а: «Толковал рабби Симлай: “Шестьсот тринадцать заповедей были сказаны Моше на Синае… Пришел Амос и свел их количество к одной, как сказано: ‘Ибо так сказал Г‑сподь дому Израиля: обратитесь ко Мне (‘диршуни’), и вы будете жить’” (Амос, 5:4). Возражает на это рав Нахман бар Ицхак: “А может быть, имеется в виду: толкуйте (‘диршу’) всю Тору?” Нет, пришел Хавакук и свел их количество к одной, как сказано: “Праведник верой своей жив будет” (Хавакук, 2:4)».
.

В еврейской мысли широко известна концепция, внедренная рабби Бааль‑Шем Товом, о том, что каждое событие в мире является результатом Провидения. В первую очередь это верно для евреев, и особенно для тех из них, кто уполномочен влиять на других См., напр., Мишлей, 21:1: «Сердце царя — в руке Г‑спода, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его».
. Как говорили мудрецы, «даже работника, ведающего рытьем колодцев, назначают с Небес» Брахот, 58а.
. И поскольку Всевышний является воплощением блага и «в природе Доброго — творить добро», любые нежелательные мысли являются совершенно неуместными.

Надеюсь, Вы понимаете, что моя цель вовсе не в том, чтобы упрекать или поучать Вас, Б‑же сохрани. Я просто излагаю Дословно «учу». один из краеугольных принципов нашей веры — ибо изучение даже самого простого раздела Торы засчитывается как исполнение заповеди изучения Торы.

В самое ближайшее время жду от Вас хороших новостей о том, как Вы с новыми силами учите Тору, исполняете заповеди, а главное, занимаетесь своим непосредственным делом — влияете на окружающих, дальних и ближних, в духе патриарха Израиля Букв. «дед, старец». Имеется в виду праотец Яаков, родоначальник еврейского народа. Распространенная идиома, когда речь идет о древней устоявшейся еврейской традиции или практике. Первое употребление в еврейской литературе — Берешит раба, 74:11.
.

Да поможет Вам Б‑г преуспеть!

(Игрот кодеш. Т. 8. С. 354. Письмо 2613)

 

Чем крепче наше упование, тем быстрее сбудется то, чего мы желаем

3 ава 5714 года (2 августа 1954)

Вы пишете, что в целом довольны переездом, однако Ваше жалованье не соответствует Вашим потребностям, и это отражается на Вашем настроении.

Это очень удивительно. После того как Вы своими глазами наблюдали милость Творца по отношению к Вам, неужели Вам все еще недостает веры, что Он, в Своей доброте, безусловно способен направлять Вас и дальше и что рано или поздно Он освободит Вас и от нынешних стесненных обстоятельств? Даже если по каким‑то непонятным нам причинам ожидаемое задерживается — у мира есть только один Создатель, который видит будущее, знает, что является для нас подлинным благом, а также решает, каким образом, наиболее благоприятным для человека и его семьи, Он приведет его истинному счастью, как в материальном, так и в духовном плане.

Сказанное выше справедливо даже в отношении тех людей, чье нынешнее положение хуже, чем было раньше, или хуже по сравнению с окружением и знакомыми. И уж тем более — в отношении тех, чье положение улучшилось по сравнению с тем, что было. В нынешние трудные времена Дословно «месяцы». Возможно, также намек на три траурные недели между 17 тамуза и 9 ава — период, который в еврейской традиции считается неблагоприятным, поскольку в эти даты произошло множество трагических событий.
Ваша ситуация гораздо лучше, чем у многих и многих Ваших знакомых, которые тем не менее не отчаиваются. Поэтому совершенно очевидно, что ни у Вас, ни у Вашей супруги нет никаких причин пребывать в тоске и печали.

Все мы знаем, и это доказано опытом, что чем крепче упование, чем с большим оптимизмом человек смотрит в будущее, тем быстрее сбудется то, чего он желает.

Надеюсь, что скоро Вы порадуете меня хорошими новостями обо всем вышесказанном как в отношении себя, так и в отношении Вашей супруги.

(Игрот кодеш. Т. 9. С. 223. Письмо 2843)

 

Пусть он сделает Всевышнего своим компаньоном и обязуется жертвовать на благотворительность чуть больше десятины

12 ава 5714 года (11 августа 1954)

Уважаемому хасиду рабби Нисану Неманову Рабби Нисан Неманов (реб Нисан; 1904–1984) — раввин родом из Белоруссии, известный деятель советского еврейского подполья; после эмиграции из СССР — воспитатель (машпиа) ешивы «Томхей тмимим» в Брюнуа, Франция.
.

Вы написали о молодом человеке, укоротившем бороду Хотя еврейский закон не запрещает стричь бороду, в Хабаде к этому относятся крайне неодобрительно: «По букве закона Торы стричь бороду не запрещено, однако каббала предписывает сохранять бороду в целости и разрешает только подстригать усы, если они мешают при еде (многие хасиды избегают даже и этого)» (Краткий свод законов еврейского образа жизни, 165:3).

В своих письмах Ребе неоднократно упрекал молодых хасидов, стригших бороду из опасения, что иначе они не найдут невесту, не смогут устроиться на хорошую работу и т. д.

. С ним должны поговорить его друзья, тем более что его старший брат ведет себя так, как должно.

Также следует объяснить ему, что, в соответствии с тем, что сказано во второй части «Дерех мицвотеха» «Дерех мицвотеха» («Путь заповедей Твоих») — классический труд третьего Любавичского Ребе р. Менахема‑Мендла Шнеерсона, известного как Цемах Цедек. Книга посвящена сокровенному смыслу заповедей Торы. Излагая смысл заповедей, рабби Менахем‑Мендл последовательно и систематично знакомит читателя с основными положениями учения Хабада, созданного его дедом и наставником р. Шнеуром‑Залманом из Ляд.
, в комментарии на стих: «А Он, милостивый, прощает грех и не губит» Теилим, 78:38.
, — что тринадцать атрибутов бороды соответствуют тринадцати атрибутам Б‑жественного милосердия 13 атрибутов милосердия перечислены в Шмот, 34:6–7: «Г‑сподь, Г‑сподь Б‑г милостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, сохраняющий милость для тысяч родов, прощающий вину и преступление, и грех».
. Соответственно, все, кто не достиг такого уровня, чтобы требовать от Всевышнего удовлетворения всех своих нужд на основании своих дел, но целиком и полностью зависят от Его милости и милосердия, должны оставлять все тринадцать атрибутов бороды в неприкосновенности. Из этого следует, что молодой человек, которому нужно найти заработок, хорошую жену и т. д., причем во всех этих вопросах он напрямую зависит от Б‑жественного милосердия, должен обращаться с тринадцатью атрибутами своей бороды максимально осторожно. Не сомневаюсь, что Вы найдете нужные слова, чтобы объяснить ему все это.

Теперь что касается Вашего знакомого N. Поскольку один из докторов считает, что операция не нужна и Вашему знакомому нужно просто следить за своей диетой и т. д., пусть он поступает в соответствии с этим мнением и укрепится в своем уповании на Всевышнего, «исцеляющего всякую плоть и творящего чудеса» Цитата из благословения, которое произносят после посещения уборной.
. Ибо душевное спокойствие — одно из лучших лекарств от всех болезней.

По поводу другой его жалобы, что на дом, который он приобрел для перепродажи, никак не находится покупатель: пусть он сделает Всевышнего своим компаньоном и обязуется жертвовать на благотворительность чуть больше десятой части своих доходов — лучше всего ближе к пятой части См. Рамбам, «Мишне Тора», Законы о дарах бедным, 7:5: «Пришел бедный и просит то, чего ему не хватает, но столько человек дать не может. Он дает по мере своих возможностей. Сколько? До пятой части своего имущества — это наилучшее исполнение заповеди. Десятая часть имущества — среднее, а меньше того — скаредность».
. И тогда «компаньон», несомненно, дарует ему изобилие и успех, согласно постановлению мудрецов: «Отделяй десятину, чтобы разбогатеть» Таанит, 9а. .

Когда же Ваш знакомый увидит в этом руку Провидения, стоит посоветовать ему купить для последующей перепродажи еще один дом, продолжая при этом и нынешнее дело — без излишней спешки и с перерывами на отдых, если в этом будет необходимость.

(Игрот кодеш. Т. 9. С. 235. Письмо 2856)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Хорошо известны слова мудрецов о том, что «найти человеку пару стоит Всевышнему не меньшего труда, чем рассечение Красного моря». Также известно, что рассечение Красного моря произошло благодаря твердой вере и упованию народа на Творца. Отсюда мы учим, как следует поступать, когда мы ищем себе супругу: чем тверже будет Ваша вера — разумеется, поиски при этом не должны прекращаться, — тем быстрее обретете семейное счастье.

Всё в руках Небес

Все произойдет в должное время — при условии, что Вы примете к своему сведению высказывание рабби Шнеура‑Залмана из Ляд, которое повторил мой достопочтимый тесть и учитель рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон, — что Святой, благословен Он, дарует евреям материальные блага, с тем чтобы те преобразовали их в блага духовные.

Всё в руках Небес

Если еврей укрепляется в своей вере и уповании, Всевышний даст ему повод для служения в радости. А если он укрепится в вере настолько, что это начнет влиять на всю его повседневную жизнь, такой человек воистину «черпает» Свыше Б‑жественное благословение. Так что можно воочию увидеть, что упование себя оправдывает.