Иранцы готовятся к возможным ударам Израиля на фоне опасений за экономику и гнева на режим
Перспектива израильского возмездия Ирану за его атаку в минувшие выходные встревожила многих иранцев, которые уже столкнулись с экономическими трудностями и ужесточением социального и политического контроля после протестов в 2022-2023 годах, пишет журналистка «Reuters» Париза Хафези.
Политические и военные лидеры Ирана неоднократно предупреждали, что они ответят на любое возмездие Израиля дальнейшей эскалацией, что потенциально может спровоцировать новые нападения. И это будет плохой новостью для простых людей, говорит 45-летний учитель Хесам из северного города Амоль. «Экономическое давление будет возрастать, наша безопасность окажется под угрозой… Мы должны любой ценой избегать конфликтов. Я не хочу войны. Как я могу защитить своих двоих детей? Нигде не будет безопасно».
Домохозяйка Парване опасается, что ответ Израиля может стать последним ударом по экономике, ослабленной годами санкций, бесхозяйственностью и коррупцией. «Мы, иранцы, пережили более чем достаточно за эти годы. Война приносит только беду. Мой муж – рабочий на заводе. У нас нет денег даже на покупку основных продуктов питания, не говоря уже об их накоплении», — рассказала 37-летняя мать двоих детей из центрального города Йезд.
Иранцы со средним и низким доходом несут на себе большую часть бремени существующих экономических проблем: инфляция превышает 50%, растут цены на коммунальные услуги, продукты питания и жилье, а курс риала резко падает.
Гордость смешалась со страхом по поводу ответных мер Ирана в ответ на то, что, по словам Тегерана, было израильским ударом по его консульству в Дамаске 1 апреля. «Я так горжусь нападениями на Израиль. Они начали это. Нам пришлось нанести ответный удар. Израиль ни черта не может сделать. Они знают, что Иран очень силен», — заявил Reuters 30-летний государственный служащий из города Тебриз Хуссейн Сабахи.
Вскоре после нападения государственное телевидение показало в нескольких городах небольшие демонстрации в поддержку беспрецедентного нападения Тегерана, где люди скандировали «Смерть Израилю» и «Смерть Америке». Но рынки демонстрируют суровые экономические реалии, стоящие за этим вызывающим поведением. Турбулентность из-за войны привела к резкому росту спроса на твердую валюту. По данным сайта «Bonbast.com», который собирает оперативные данные с иранских бирж, во время субботней атаки риал ненадолго упал до нового рекордно низкого уровня в 705000 за доллар. «Люди покупают твердую валюту с воскресенья. Мой бизнес пошел на подъем из-за страха перед войной», — рассказал бизнесмен в Тегеране.
Правителям Ирана, возможно, тоже есть о чем беспокоиться. Разведывательное подразделение Корпуса стражей исламской революции 14 апреля выступило с поразительным заявлением, предупредив против любых произраильских публикаций иранских пользователей социальных сетей, сообщают государственные СМИ. Некоторые иранские оппоненты клерикального истеблишмента внутри и за пределами Ирана дошли до того, что выразили поддержку Израилю в Интернете. «Многие люди разочарованы экономическими проблемами и социальными ограничениями… Израильский удар может дать волю их сдерживаемому гневу и возродить протесты, а это последнее, что нам нужно, когда нам угрожает внешний враг», — заметил бывший чиновник из иранского умеренного лагеря.
Общее чувство тревоги только возросло, когда некоторые западные правительства начали эвакуировать семьи своих дипломатов, напоминая пожилым иранцам о лихорадочной атмосфере, когда Ирак вторгся в 1980 году, или во время волнений революции 1979 года. «Иностранцы, покидающие Иран, являются признаком того, что мы подвергнемся нападению со стороны Израиля… Мы будем более изолированы… мы будем более несчастными», – заявил инженер Мухаммед Реза в Тегеране, который, как и другие, не пожелал назвать свое полное имя.
Вечером 13 апреля Иран начал беспрецедентное прямое нападение на Израиль, отправив более 300 ударных дронов и ракет. По данным ЦАХАЛа, атака Ирана включала 170 беспилотников, 30 крылатых ракет и 120 баллистических ракет, 99% из которых были перехвачены средствами ПВО. Большая часть снарядов была перехвачена до того, как они достигли Израиля, с помощью США, Иордании и других союзников, а единственной пострадавшей стала бедуинская девочка, которая была ранена обломком ракеты, упавшей в пустыне Негев. По данным ЦАХАЛа, база ВВС в Неватиме на юге страны получила незначительный ущерб инфраструктуре, но продолжала функционировать во время атаки.
15 апреля военный кабинет Израиля собрался, чтобы обдумать ответ. В сообщениях СМИ говорится, что Израиль чувствовал себя обязанным нанести ответный удар таким образом, чтобы сдержать Иран, но не разжигать региональную войну и не вызывать недовольства союзников Израиля, которые призывают к сдержанности.