Новости

В Ирландии израильско-палестинский конфликт рассматривается как аналог борьбы ирландцев с британцами

20 марта, 19:00 Ирландия
Поделиться

Когда лидер Ирландии появился рядом с президентом США Джо Байденом в День Святого Патрика, он посвятил около половины своей речи призывам к прекращению огня в секторе Газа, пишет журналист JTA Рон Кампеас.

Но, прежде чем изложить свою точку зрения, он объяснил, почему эта проблема так близка ему. «Когда я путешествую по миру, лидеры часто спрашивают меня, почему ирландцы испытывают такое сочувствие к палестинцам», — заявил 17 марта в Белом доме ирландский премьер-министр Лео Варадкар. «И ответ прост: мы видим нашу историю в их глазах — историю перемещения, лишения собственности и национальной идентичности, подвергаемой сомнению и отрицанию, вынужденной эмиграции, дискриминации, а теперь и голода». Если Байден, американец ирландского происхождения, который любит прославлять свою прародину, надеялся на ирландскую атмосферу на этом мероприятии, Варадкар оказался не тем, кто смог ее добиться. Он заявил, что «поддерживает» стремление президента к гуманитарному прекращению огня в войне между Израилем и ХАМАСом, и призвала к освобождению израильских заложников. Но Варадкар пошел дальше в критике Израиля, чем Байден, призвав его «прекратить бомбардировки». Он добавил, что Израиль должен отменить свое поспешное решение санкционировать наземное вторжение в Рафах», город на юге Газы, в который, по словам Израиля, он должен войти, чтобы победить ХАМАС, но в котором сейчас находится более 1 миллиона мирных жителей. А перед встречей с Байденом он направил критику непосредственно в адрес президента, который, несмотря на некоторые критические заявления, в значительной степени поддержал военные усилия Израиля.

Когда журналист спросил Варадкара о поставках американского оружия в Израиль, тот ответил: «Мы с этим не согласны, но американское правительство является суверенным правительством, которое принимает свои собственные решения». Подобная критика неудивительна. Как объяснил Варадкар, Ирландия исторически поддерживала палестинцев в их конфликте с Израилем, и эта симпатия с годами проявлялась в ее дипломатии и культуре. Ирландия была последней страной Европейского Союза, разрешившей открыть посольство Израиля в 1993 году, и первой, кто призвал к созданию палестинского государства в 1980 году. Она возглавила критику Израиля в Организации Объединенных Наций. Ее представительство при Организации Объединенных Наций заявило, что резолюция Совета Безопасности, призывающая к ускорению доставки гуманитарной помощи в Газу, не зашла достаточно далеко, и призвала вместо этого к «немедленному гуманитарному прекращению огня, в соответствии с мнением подавляющей части международного сообщества».

Некоторые из наиболее выдающихся деятелей культуры Ирландии присоединились к пропалестинским инициативам. Практически каждая ирландская группа, которая должна была выступить на фестивале «South By Southwest» в Остине в этом месяце, бойкотировала это мероприятие из-за связей между некоторыми спонсорами фестиваля и Израилем. Салли Руни, самая продаваемая ирландская писательница, считающаяся голосом миллениалов, в 2021 году отказалась разрешить публикацию ее произведений в Израиле. В недавней статье для «Irish Times» Руни упрекнула Варадкара в том, что он недостаточно далеко зашел в своей критике Байдена. Она раскритиковала его за то, что он присоединился к байденовскому празднованию Дня Святого Патрика, заявив, что отсутствие критики позволило президенту поддержать Израиль. «Жесткая и прямая критика адресована относительно небольшому (и все более изолированному в глобальном масштабе) государству Израиль», — написала она. «Таким образом, наше правительство сможет насладиться моральным сиянием, осуждая террористов, сохраняя при этом теплые отношения с теми, кто поставляет бомбы».

Ирландцы, поддерживающие палестинцев, часто основывают свои симпатии на представлении о том, что оба народа были или остаются колонизированы — ирландцы Соединенным Королевством, а палестинцы Израилем. «Аппарат оккупации – вооруженные военные патрули на городских улицах, военные контрольно-пропускные пункты, сегрегированные города и разделительные стены, которые формируют повседневную жизнь сегодня в захваченной Палестине – почти идентичен тому, который когда-то использовали британцы в Северной Ирландии», — написала в этом месяце ирландский ученый Эйслин Уолш, специализирующаяся на колониализме, в статье для катарской «Al Jazeera».

Ирландские защитники интересов палестинцев подчеркивают то, что они считают общим для двух народов, связанных со своей землей и изгнанных жестокими захватчиками. В 2018 году ирландский депутат привез палестинских фермеров в Ирландию, чтобы обосновать бойкот товаров из израильских поселений на Западном Берегу.

Оппозиционная партия «Шинн Фейн», выросшая из Ирландской республиканской армии, идентифицирует себя с палестинцами до такой степени, что ее лидер, Мэри Лу Макдональд, использует палестинский флаг в качестве фона в своем аккаунте в «X». Во время продолжавшегося десятилетиями насилия в Северной Ирландии, ИРА обучала и координировала свои действия с радикальными палестинскими группировками; муралы в оплотах националистов в Белфасте посвящены темам ирландско-палестинской солидарности. Североирландские политики – юнионисты провели то же сравнение, но в другом направлении — выразив солидарность с Израилем.

Аналогия между Ирландией и Израилем распространилась за пределы двух стран. Расцвет израильско-палестинского мирного процесса в 1990-х годах, когда были подписаны соглашения в Осло, совпал с мирным процессом в Северной Ирландии, кульминацией которого стало Соглашение Страстной пятницы 1998 года. Бывший американский сенатор Джордж Митчелл, который помог заключить это соглашение, позже служил послом США по вопросам мира на Ближнем Востоке.

17 марта Варадкар заявил, что мир в Северной Ирландии 1990-х годов может послужить моделью для израильтян и палестинцев. «Я также считаю, что есть уроки, которые можно извлечь из нашего собственного мирного процесса в Северной Ирландии, особенно из концепции паритета уважения и совокупности отношений», — заметил он в Белом доме. В более широком смысле, ирландская дипломатия опирается на то, как страна воспринимает себя как миротворца и защитника равенства после многих лет конфликта и свержения колониального правления. Ирландия впервые разместила миротворческие войска в Ливане в 1958 году, когда страна все еще была бедной и переживала тяжелые времена. Ирландские дипломаты рекламируют то, что, по их словам, является ведущей ролью Ирландии на Западе в борьбе с апартеидом в Южной Африке.

Ирландия на протяжении десятилетий направляла войска в ВСООНЛ, силы ООН, охраняющие границу Израиля и Ливана. Неоднократные стычки между ирландскими войсками и ныне несуществующей армией Южного Ливана, союзником, а иногда и сателлитом Израиля, в 1970-х и 1980-х годах обострили израильско-ирландскую напряженность. Ирландцы часто изо всех сил стараются заявить, что их защита интересов палестинцев не означает, что они настроены антиизраильски. В 2011 году, когда израильская ежедневная газета «Yedioth Ahronoth» процитировала высокопоставленных израильских дипломатов, заявивших, что Ирландия является «самой враждебной страной в Европе», ирландские чиновники заявили «Irish Times», что это заблуждение. «Представление о том, что это правительство пытается или будет пытаться разжечь антиизраильские настроения, неверно», — заявил газете пресс-секретарь министерства иностранных дел. «Мы не враждебны Израилю. Мы критически относимся к его политике, особенно на оккупированных палестинских территориях. Это не одно и то же».

Варадкар также недавно вызвал критику со стороны Израиля из-за публикации в социальных сетях, посвященной освобождению Эмили Хэнд, ребенка с двойным израильско-ирландским гражданством, которая была взята в заложники ХАМАСом и освобождена во время ноябрьского прекращения огня. Он написал: «Невинный ребенок, который был потерян, теперь найден и возвращен». Пресс-секретарь израильского правительства Эйлон Леви ответил: «Эмили Хэнд не была «потерянной». Она была жестоко похищена эскадронами смерти, которые устроили резню ее соседей. Ее не «нашли». ХАМАС все это время знал, где она была, и цинично держал ее как заложницу».

17 марта Варадкар подчеркнул свое чувство идентификации с палестинцами. Но, несмотря на свою критику, он добавил, что также признает общую историю Ирландии и Израиля. «Господин Президент, мы также видим, как история Израиля отражается в наших глазах», — заявил он. «Диаспора, сердце которой никогда не покидало дом, сколько бы поколений ни прошло; национальное государство, которое возродилось; и язык, который возродился».

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции