Раввин Хавьера Милея рассказал как президент Аргентины влюбился в иудаизм
Февральский визит президента Аргентины Хавьера Милея в Израиль был частью его духовного пути к иудаизму и поиска моральных и культурных перемен в Аргентине, заявил раввин Шимон Аксель Вахниш «The Jerusalem Post» в эксклюзивном интервью, пишет журналист «The Jerusalem Post» Михаэль Старр.
Вахниш, ныне раввин Милея и его предполагаемый кандидат на пост следующего посла Аргентины в Израиле, рассказал, что впервые встретился с ним 28 января 2022 года, когда узнал о Милее «как о популярном экономисте и профессоре». По словам Вахниша, Милей в детстве смотрел фильм Чарльтона Хестона 1956 года «Десять заповедей», и его вдохновил Моше как лидер людей. Интерес к духовному продолжился и в зрелом возрасте, и когда двое мужчин встретились, они заговорили о Б-ге. Встреча раввина с будущим президентом должна была продлиться всего 15 минут. Они начали говорить о небесных вещах, и 15 минут растянулись на двухчасовую дискуссию. В еврейском общинном центре работал телевизор с прямой трансляцией от Стены Плача. Вахниш рассказал, что спросил Милея, был ли он там когда-нибудь. Когда Милей заявил, что он не посещал еврейское святое место, они дали друг другу обещание, которое, по словам Милея, пришло из места выше его самого – обещание, что они оба посетят Стену Плача вместе. Это было обещание, о котором «всегда помнили… С тех пор он начал говорить, что у него есть раввин и духовный наставник».
Будущий президент начал приходить на шабатние трапезы, читать еженедельную главу Торы и был очень умным и быстро обучающимся. Он задавал вопросы об отрывках Торы, вовлекая раввина в часовые беседы об этом. Это не была проповедь, рассказал Вахниш, они могли прийти «вместе к ответу на вопрос посредством беседы». Свою беседу с Милеем он подытожил цитатой талмудического мудреца рабби Ханины, который сказал: «Многому я научился у своих раввинов, еще больше я узнал от своих коллег. Но от своих учеников я узнал больше, чем от кого-либо другого».
Вахниш заявил, что именно поэтому во время пасхального седера церемония начинается с четырех вопросов и лишена прямых ответов. Возвращаясь к Моше, образцу Милея для подражания, Вахниш объяснил, что понимание того, что человеку всегда есть чему расти и чему учиться, является вопросом смирения. Моше был великим во многом благодаря своему смирению. Он занимал престижное положение во дворце фараона, но решил уйти, чтобы посмотреть, что чувствуют люди. Многие считают Милея популистом, который завоевывает поддержку, обращаясь к обеспокоенности аргентинцев по поводу ситуации в стране. «Многие политики считают, что народ служит им, а все наоборот», — заметил Вахниш. «Многие люди видят в нем надежду на выход из кризиса в Аргентине». Экономика и политика, по словам Вахниша, являются проводниками моральных ценностей. Если бы он не знал, что правильно, а что неправильно, не имел бы сильных моральных принципов, он не смог бы сделать правильный выбор как лидер.
Вахниш рассказал, что настоящая революция Милея в Аргентине была не экономической и политической, а культурной и духовной. «Даже если ты занимаешь высокую должность, ты прежде всего человек», — заявил Вахниш. «У великого президента должно быть великое сердце».
Духовное путешествие Милея продолжилось его поездкой в Израиль 6 февраля. Они несколько раз пытались совершить поездку раньше, но работа Милея или личные проблемы раввина помешали им сделать это. Победив на выборах в ноябре, Милей нашел возможность выполнить свое личное и публичное обещание – свое обещание, что первой страной, которую он посетит, будет Израиль. «Каждую минуту путешествия мы знали, что посылаем сигнал миру; этот визит вышел за рамки только нас, он представляет собой нечто большее». Одним из сигналов поездки было то, что для Милея обещания есть обещания. Президент не похож на других политиков, которые все болтают, заявил он: если он что-то скажет, то он это сделает. «Мне нравится приезжать сюда», — заметил Вахниш об Израиле. «Я был там много раз, но поездка с президентом была уникальной, потому что за такое короткое время было сделано так много». Посещение Милеем Стены Плача, которое ожидалось уже давно, было одним из первых его действий по прибытии в Святую Землю. Увидев древние остатки еврейского храма, Милей заплакал. Вахниш рассказал, что он был настолько благодарен, что его переполнили эмоции. «Я хотел поблагодарить Б-га за то, что он дал мне то, что он мне дал», — заявил Милей.
Одной из вещей, за которые он был благодарен, была миссия, данная ему Б-гом. Выражение благодарности за его победу на выборах было еще одним посланием поездки, а проявление эмоций продемонстрировало еще одну вещь – что он остается человеком. «Раньше люди думали, что президент выше других людей, а не человек. Мы хотим показать, что у каждого есть эмоции, и он продолжает духовно расти и становиться лучше», — рассказал Вахниш, добавив, что человек не может ясно мыслить, если он захвачен собственным эго. Это также было выражено во время встречи президента с израильскими лидерами. Когда Милей встретился с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, он, как сообщается, заявил лидеру «Ликуда», что пообещал пойти к Стене Плача и помолиться перед встречей с ним или президентом Ицхаком Герцогом. Сообщается, что Нетаньяху заметил, что для него было честью уступить приоритет Стене Плача.
Когда Милей встретился с Герцогом то, по словам Вахниша, президент Израиля заявил своему коллеге, что имя Хавьер похоже на ивритское слово «хавер», означающее «друг». Сообщается, что Герцог сказал Милею, что у них, причем не только у Израиля, но и у всех евреев, есть друг в лице аргентинского президента. Вахниш заметил, что Милей испытал выражение дружбы, когда они танцевали с другими паломниками у Стены Плача, что, по его словам, не было частью программы. Раввин рассказал, что в этот волнующий момент они почувствовали любовь израильтян. Милей, его сестра и генеральный секретарь Карина во время своей поездки встретились с несколькими выдающимися раввинами, в том числе с главными раввинами Давидом Лау и Ицхаком Йосефом.
По словам Вахниша, визит, который произошел во время войны ХАМАСа с Израилем, также носил гуманитарный характер. Граждане Аргентины были захвачены террористической организацией и удерживались в плену в секторе Газа. У Стены Плача Милей молился Б-гу о помощи в освобождении заложников. И действительно, всего несколько дней спустя, 12 февраля, израильские военные провели дерзкий рейд и освободили Фернандо Мармана и Луиса Норбето Хара. Милей посетил граждан Аргентины и семьи жертв резни 7 октября. «Мы слушали и плакали вместе с ними». Он также посетил подвергшиеся нападению приграничные израильские города, отметив, что мы видели вещи, которые невозможно объяснить словами.
Другая причина визита, по словам Вахниша, заключалась в том, что Милей хотел продемонстрировать поддержку Израилю после трагедии и страданий, принесенных террористами. «Я думаю, что он один из самых благосклонно настроенных по отношению к Израилю людей». Милей вносил моральную ясность в администрацию президента. Встал вопрос о войне терроризма против цивилизации, варварства против демократии, и необходимо было сделать выбор. Вахниш сослался на готовность Милея внести ХАМАС в список террористических организаций в Аргентине. «Когда добро и зло так очевидны, невозможно оставаться нейтральным».
Милей посетила «Яд Вашем», которым руководит уроженец Аргентины Дани Даян, и сравнил нападение на кибуцы с Холокостом. «Холокост никогда больше не наступит», — заявил Милей, по словам Вахниша, который рассказал, что Милей была первым аргентинским президентом, посетившим Музей Холокоста в Буэнос-Айресе «Йом ха-Шоа» и что все остальные администрации вместо этого прислали своих представителей. Он напомнил, что Милей заявил, что Холокост был частью серии преступлений против еврейского народа, а взрыв израильского посольства в 1992 году и взрыв AMIA в 1994 году были частью этой истории. Он заявил аргентинской еврейской общине, что делает все возможное, чтобы привлечь виновных к ответственности. Визит в Израиль был не единственным предвыборным обещанием Милея.
В ходе предвыборной кампании он заявил, что выберет в качестве стратегических партнеров Соединенные Штаты Америки и Израиль. Обязательство Милея перенести посольство Аргентины в Иерусалим еще больше укрепило это обещание. Израилю и Аргентине было что предложить друг другу. Раввин рассказал, что в Израиле много технологий и инноваций, а в Аргентине много земли, производственных мощностей и природных ресурсов. Он похвалил Аргентину как лучшую страну по производству мяса и зерна. «Я надеюсь, что израильский и аргентинский бизнес воспользуются этой возможностью». Во время визита он и Милей увидели, как многого удалось достичь стране за последние 75 лет, и раввин надеялся, что во время дальнейшего пути двух государств они смогут стать партнерами в области здравоохранения, образования, борьбы с терроризмом. «Это, — заключил он, — новая глава в отношениях между Израилем и Аргентиной».