Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил 24 января на совместной пресс-конференции с президентом Ирана, что он и его иранский коллега Ибрагим Раиси пришли к соглашению о необходимости не допустить, чтобы война между Израилем и ХАМАСом охватила весь ближневосточный регион, сообщает AFP.
Но Раиси возразил, что для всех стран важно прекратить торговлю с Израилем – очевидная ссылка на стойкий отказ Турции сделать это, что подчеркивает напряженность в отношениях Анкары с Тегераном. Жесткий иранский лидер совершил свой первый официальный визит в Турцию после своего избрания в 2021 году для переговоров, первоначально направленных на урегулирование множества проблем между исторически близкими, но беспокойными соседями. Визит дважды откладывался из-за быстрой эскалации войны в секторе Газа и жестокого теракта в Иране в начале января 2024 года, когда погибли 89 человек, ответственность за который взяли на себя джихадисты группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ).
Эрдоган заявил на совместной пресс-конференции в Анкаре, что два лидера согласились с необходимостью сдержать насилие в секторе Газа и активизировать борьбу с «терроризмом». «Мы согласились с тем, что важно избегать шагов, которые могут еще больше поставить под угрозу безопасность и стабильность нашего региона», – заявил Эрдоган.
Раиси прибыл в Турцию менее чем через день после того, как США и Великобритания провели новую волну совместных воздушных ударов по поддерживаемым Ираном хуситам в Йемене в ответ на нападения повстанцев на морские пути Красного моря. Несколько судоходных компаний направили маршруты судов в сторону от Красного моря и в качестве меры безопасности начали использовать более длинный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды в Южной Африке. Эти шаги нарушили торговлю и поставили под угрозу глобальные цепочки поставок.
Президент Ирана не упомянул хуситов напрямую в своих публичных комментариях. Тегеран ранее утверждал, что хуситы имеют право попытаться помешать кораблям достичь Израиля, но что он не оказал прямого влияния на действия повстанцев. Раиси заметил, что, по его мнению, палестинцы в секторе Газа уже «выиграли» войну против Израиля, поскольку они сражались более 100 дней после начала конфликта. Однако беспорядки, охватившие Ближний Восток с тех пор, как Израиль начал войну в ответ на нападение ХАМАСа 7 октября, добавили новый уровень сложности в отношения двух соседей.
Эрдоган изображает поддерживаемый Ираном ХАМАС как законно избранных «освободителей», а не как террористическую организацию, которой его называют во всем западном мире. Он сравнил премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с Адольфом Гитлером за проведение наступления, в результате которого, по данным министерства здравоохранения анклава, управляемого ХАМАСом, погибло более 2 000 человек — в основном женщин, детей и подростков. Но Эрдоган первоначально защищал право Израиля реагировать на рейды ХАМАСа, которые привели к гибели 1140 человек – в том числе в основном гражданских лиц – согласно подсчетам AFP, основанным на официальных израильских данных.
Аналитики отмечают широко распространенное недовольство в официальных и полуофициальных СМИ Ирана по поводу продолжающихся торговых и дипломатических отношений Турции с Израилем. В своих публичных выступлениях Раиси подчеркивает, что всем странам важно «ограничить свои отношения с сионистским режимом». «Мы не сомневаемся, что необходимо принять меры для сдерживания сионистского режима и его злодеяний», — заметил Раиси. «Конечно, перерезание жизненно важных артерий сионистского режима, а также политических и экономических отношений может оказаться эффективным средством заставить сионистский режим положить конец всем этим злодеяниям», – подчеркнул он.
Разногласия сторон по вопросам торговли усугубляют существующую напряженность между двумя региональными державами в Сирии, где они поддерживали противоборствующие лагеря во время гражданской войны в стране, а также в конфликте между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха. В Сирии Турция поддержала усилия повстанцев свергнуть поддерживаемого Ираном и Россией президента Башара Асада во время гражданской войны в Сирии. Недавно Иран попытался выступить посредником в заключении перемирия между Эрдоганом и Асадом — процесс, который, похоже, застопорился в последние месяцы из-за сопротивления Дамаска. Стороны подписали 10 соглашений и меморандумов о взаимопонимании, которые частично направлены на увеличение годового товарооборота до 30 миллиардов долларов. Аналитики оценивают текущий уровень в 6 миллиардов.