Славой Жижек: резня израильтян ХАМАСом должна быть осуждена, без всяких «если» и «но»
Словенский философ и культурный критик Славой Жижек, называющий себя «умеренно консервативным коммунистом», подтвердил право Израиля уничтожить ХАМАС в Газе и рассказал о росте антисемитизма в интервью, данном «YouTube» – каналу «PoliticsJOE», опубликованном 3 ноября, сообщает «The Jerusalem Post».
Жижек был постоянным носителем левой философии и мышления на протяжении многих десятилетий, начиная с того времени, когда он был членом Коммунистической партии Словении, и когда он вышел из партии в знак протеста против суда над «четверкой», который стал началом «Словенской весны» и привел к конечному краху Югославии. Он часто занимал очень критическую позицию по отношению к политике Израиля, особенно на Западном Берегу, и это приводило к обвинениям в антисемитизме.
В начале своего интервью он упоминает, что выступил во Франкфурте с речью, в которой осудил терроризм и подтвердил право Израиля уничтожить ХАМАС, но также раскритиковал политику Израиля на Западном Берегу за вклад в это событие. Таким образом, он начал статью для «Project Syndicate», онлайн – сайта мнений, на котором размещаются различные комментаторы, написав, что варварство, которое ХАМАС обрушил на Израиль, должно быть осуждено безоговорочно, без каких-либо «если» или «но». Резня, изнасилования и похищения мирных жителей из деревень, кибуцев и музыкального фестиваля были погромом, подтверждающим, что истинная цель ХАМАСа — уничтожить государство Израиль и всех израильтян».
Во время интервью «PoliticsJOE» он выразил свой ужас по поводу того, как ХАМАС намеренно нападал на поселки людей, которые выступали за мир с жителями Газы и работали над тем, чтобы сделать это реальностью, «нанимая их и помогая им попасть в больницы в Израиле». Они напали там «не только потому, что это было наиболее практично», сказал он. «Потому что настоящей целью этого нападения было увековечить войну, предотвратить любую возможность мира на десятилетия».
Он подверг критике как ХАМАС, так и Нетаньяху и его правительство, особенно министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира, за разработку радикальных программ, призывающих к исключительному контролю над регионом со стороны одной этнической группы, арабов и евреев соответственно. Жижек видит главную цель в том, чтобы не поддаться радикализму и признать, что ключевым моментом здесь является не попадание в ловушку противостояния палестинцев и израильтян, а то, что те, кто сейчас играет противоположные роли, на самом деле играют в очень похожую игру. «ХАМАС и израильские сторонники жесткой линии — две стороны одной медали», — пишет он в своей статье. «Выбор не стоит перед той или иной жесткой фракцией; он стоит между фундаменталистами и всеми теми, кто все еще верит в возможность мирного сосуществования». «Мы можем и должны безоговорочно поддержать право Израиля на защиту от террористических атак», — пишет он. «Мы также должны безоговорочно сочувствовать поистине отчаянным и безнадежным условиям, в которых оказались палестинцы в Газе и на оккупированных территориях». «Те, кто считает, что в этой позиции есть «противоречие», фактически блокируют решение».
Он рассматривает самоубийственные нападения ХАМАСа на Израиль как «вечную войну», и поэтому он не видит места для мирной фигуры, подобной Манделе, которая может возникнуть и принести мир, и это его ужасает. Однако больше всего Жижека беспокоит то, что этот конфликт превратит антисемитизм из «в основном европейского, немного ближневосточного, но в основном европейско-американского феномена» во «всемирное движение совершенно отвратительным образом, которое станет новым звеном в этой серии того, что я называю нечестивыми союзами». Он обеспокоен тем, что антисемитство будет отождествляться с «помощью страдающим странам третьего мира». Ссылаясь на то, как в Уганде был принят новый закон против гомосексуализма, который может означать смерть, если человека поймают с поличным, он спрашивает интервьюера, знают ли они, чем это было оправдано – «борьбой против колониализма». Он подчеркивает, что так боится, что в этот сериал попадет и антисемитизм.
«Я думаю, что это была идея ХАМАСа», продолжает он, «ХАМАС может проиграть в Газе, но это породит новую волну антисемитизма, и не только в арабском мире». «Как друг евреев и палестинцев, — продолжил он, — я вижу, меня это действительно пугает, возникающую новую волну антисемитизма». «И меня ужасает то, что эта идентификация антисемитизма в результате этой войны будет возведена в один из главных маркеров антиколониальной борьбы. Сейчас настал момент для Израиля. Уничтожить ХАМАС, но в то же время обратиться к палестинцам, дав им какую-то четкую программу надежды».
Он также обрушился на таких людей, как Дональд Трамп, которых он называет антисемитскими сионистами, потому что они будут поддерживать антисемитские движения дома, такие как «Гордые парни», одновременно поддерживая Израиль как способ выдворить евреев из своей страны. Это приводит к заявлению: «Мне не нравится эта самая отвратительная позиция Запада: здесь (на Западе) не так много евреев, но вы отправляйтесь туда (в Израиль) и защищаете нашу цивилизацию». Нет, мне нравятся евреи здесь! Эй, они вносят огромный вклад в нашу цивилизацию. Мы даже не можем представить европейскую современность, просвещение и так далее без евреев. Сама идея универсализма просвещения исходила от евреев».