Израиль призвал Канаду обратить внимание на пронацистскую иммиграционную политику времен Второй мировой войны в отношении евреев
Отставка спикера нижней Палаты общин Канады является «первым шагом к признанию ответственности за эту несправедливость», заявила на этой неделе газете «The Jerusalem Post» новый специальный посланник Израиля по борьбе с антисемитизмом Михал Котлер-Вунш, пишет журналист «The Jerusalem Post» Цвика Кляйн. Она добавила, что Канада должна признать свой исторический грех, заключавшийся в том, что она не позволила достаточному количеству евреев въехать в страну во время Холокоста и сразу после него, одновременно позволив иммигрировать бывшим нацистам.
Спикер нижней Палаты общин Канады заявил на прошлой неделе, что уйдет в отставку, через несколько дней после того, как он публично похвалил бывшего нацистского солдата в парламенте.
Неделю назад Энтони Рота заявил законодателям, что допустил ошибку, пригласив 98-летнего Ярослава Гуньку на заседание Палаты представителей в честь президента Украины Владимира Зеленского 22 сентября. Рота публично назвал Гуньку героем.
Позиция спикера быстро стала несостоятельной после того, как выяснилось, что Гунька, получивший две овации от законодателей, служил в одном из подразделений Ваффен СС Адольфа Гитлера во время Второй мировой войны. В России назвали инцидент возмутительным.
«Это общественное признание причинило боль отдельным людям и общинам, включая еврейскую общину в Канаде и во всем мире… Я принимаю на себя полную ответственность за свои действия», — заявил Рота, член правящей Либеральной партии.
Этот скандал помог запятнать визит Зеленского, который поблагодарил Канаду за миллиарды долларов помощи и оружие, которые она предоставила после начала СВО в феврале 2022 года.
Котлер-Вунш подчеркнула, что следующие шаги должны включать в себя «признание Канадой наличия в своей истории почти 2000 задокументированных нацистов, которые иммигрировали в страну после Второй мировой войны и построили свою жизнь, и примирились с ней, в то время как иммиграционная политика в отношении еврейских жертв все еще была основана на принципе «ни одного – их слишком много», как это задокументировал историк Ирвинг Абелла в книге с таким названием», — рассказала она. «Ни одного – их слишком много», — ответил высокопоставленный канадский правительственный чиновник, когда его спросили, сколько евреев следует принять во время Холокоста.
«В период роста антисемитизма невероятный позорный инцидент в парламенте подчеркивает необходимость всестороннего просвещения по вопросам антисемитизма тогда и сейчас, Холокоста и истории Второй мировой войны.
«Сама возможность его возникновения подрывает ответственность таких стран, как Канада, за общее перспективное обязательство «Никогда больше» – требование помнить и знать прошлое, чтобы идентифицировать нынешние угрозы и предотвратить повторение злодеяний, слишком ужасных, чтобы их можно было себе представить», — заключила Котлер-Вунш.
Ранее на этой неделе бывший министр федеральной юстиции Канады и отчим Котлер-Вунш Ирвин Котлер раскритиковал историческое безразличие и бездействие Канады в отношении нацистов в стране в интервью CTV. Котлер призвал раскрыть документы почти 40-летней давности о подозреваемых военных преступниках, живущих в Канаде, в частности документы Комиссии Дешена по расследованию в отношении военных преступников в 1985 году.
Комиссия выявила сотни членов дивизии Ваффен-СС «Галиция», проживающих в Канаде, но не сочла их членство военным преступлением. Котлер подчеркнул необходимость прозрачности, подотчетности и справедливости при рассмотрении истории обращения Канады с нацистскими военными преступниками.
«Как всегда говорилось, солнечный свет — лучшее дезинфицирующее средство, и нам нужно быть полностью прозрачными, чтобы мы могли добиться необходимого понимания того, что на самом деле произошло», — заявил Котлер CTV.
«Это был провал безразличия и бездействия сменявших друг друга канадских правительств, в результате чего мы стали убежищем для нацистских военных преступников, и никакой ответственности за это не последовало», — заключил он.