Мемориал из разбитых надгробий будет установлен на уничтоженном еврейском кладбище в Беларуси
Когда в прошлом веке в Беларуси было заасфальтировано большое еврейское кладбище для создания спортивной площадки, надгробия использовались для строительства дорог и зданий, пишет журналистка CNN Лианна Колирин.
Спустя десятилетия во время ремонтных работ стали появляться оскверненные каменные плиты. Теперь, благодаря усердной работе благотворительной организации, базирующейся в Беларуси и Великобритании, надгробиям станут частью нового мемориала на этом месте.
Сооружение будет возведено на месте бывшего кладбища в Бресте и создано из обломков надгробий, которые за последние два десятилетия вновь появились на поверхности города и его окрестностей.
Брест, также известный как Брест-Литовск, был центром еврейской жизни до Второй мировой войны, а евреи впервые были отмечены здесь в 14 веке. До войны здесь проживало более 20000 евреев. По данным «Яд Вашем», после Холокоста осталось всего около 10 евреев.
Считается, что на кладбище были похоронены десятки тысяч людей, в том числе известные раввины и мудрецы Талмуда, но сегодня мало свидетельств того, что их могилы когда-либо существовали.
Первый этап осквернения начался во время войны, когда нацисты попытались уничтожить кладбище, распродавая надгробия. Это разрушение продолжалось при СССР в послевоенную эпоху, когда плиты начали использовать для укладки тротуарной плитки и строительных работ, а позже покрыли все это место асфальтом, чтобы создать беговую дорожку и футбольный стадион, по словам представителей нынешней еврейской общины Беларуси. Спортивные сооружения, хотя и обветшалые, все еще существуют на этом участке и открыты для публики.
Все следы некогда обширного кладбища были затеряны до конца 1990-х годов, когда во время строительных работ в городе и его окрестностях начали всплывать на поверхность обломки плит.
«В настоящее время нет ничего, что могло бы указать на то, что это кладбище», — заявила исполнительный директор и соучредитель благотворительной организации «Совместный план», возглавляющей проект создания мемориала, Дебра Бруннер.
За последние несколько лет сотни остатков мацев (так на иврите обозначают надгробия) были собраны и сохранены на складе, где их сфотографировали, каталогизировали и добавили в подробную базу данных с возможностью поиска. Теперь они станут частью большого мемориала на этом месте.
«Существует 1287 обломков с любыми признаками надписей и, вероятно, еще от 2000 до 2500 экземпляров без каких-либо признаков надписей», — рассказал содиректор «Совместного плана» Артур Лившиц.
Ранее в этом году с Лившицем, одним из примерно 20000 евреев, проживающих в столице Беларуси Минске, связалась молодая пара, которая только что купила ветхий дом в Бресте, который пустовал более 20 лет.
Бруннер рассказала: «Он был в очень плохом состоянии, но его купили, чтобы отремонтировать. Во время строительных работ они обнаружили, что подвал построен из мацев. Оказывается, после войны семья, жившая в этом доме, использовала мацевы в качестве строительного материала».
После того как эта семья пережила ряд несчастий, люди начали говорить, что это «проклятие надгробий», заявила Бруннер.
«Когда эта новая пара обнаружила надгробия, они почувствовали себя обязанными поступить правильно, и поэтому обратились к еврейской общине в Бресте, чтобы спросить, что делать».
По данным благотворительной организации, мемориал, который, как надеются Бруннер и Лившиц, будет установлен на месте к концу 2024 года, призван «признать и почтить общину, которая была столь жестоко истреблена, а также рассказать посетителям о современной яркой еврейской общине Бреста».
Мемориал будет расположен в углу площадки, вдали от спортивных сооружений. На нем будет установлена мемориальная доска из черного гранита с надписями на английском, русском и иврите, а прилегающая территория будет благоустроена деревьями, травой и полевыми цветами. Муниципалитет Бреста поддерживает эту концепцию и пообещал поддерживать ее содержание после открытия.
В мэрии Бреста не ответили на просьбу CNN о комментариях по проекту.
По оценкам благотворительной организации, ей необходимо собрать около 300000 долларов на мемориал, треть из которых пообещал донор, имеющий тесную связь с еврейским прошлым Бреста.
Покойный отец Стивена Гринберга, Джек, был одним из немногих брестских евреев, переживших Холокост. Кинорежиссер из Лос-Анджелеса рассказал CNN, что десятки его родственников были убиты нацистами.
В 1990-е годы Гринберг работал интервьюером в Фонде Шоа, инициативе, созданной легендой Голливуда Стивеном Спилбергом для записи свидетельств, переживших Холокост. Вдохновленный его работой, он убедил своего отца попытаться рассказать о своем военном опыте, и вместе они вернулись в Брест.
«Эта поездка была действительно важной для меня», — заявил CNN 60-летний Гринберг. «Я узнал, что в этом городе проживало от 70 до 100 членов семей, и все они погибли. Бабушка и дедушка папы с обеих сторон, дяди, тети, двоюродные братья. Вся его семья, кроме нуклеарной семьи, была убита».
Он добавил: «В 1997 году никаких признаков кладбища не было. Нас отвезли туда, и наш гид заявил: «Здесь было кладбище». Как и многие другие вещи, связанные с Холокостом, их невозможно понять, у вас просто возникают эти сложные интуитивные чувства. Я просто пытался представить себе, как они снесли кладбище бульдозерами и построили на нем что-нибудь. Это было то чувство пустоты, которое у меня было».
В 2015 году Гринберг вернулся в Брест, где узнал о случаях обнаружения надгробий во время строительных работ, встретился с Бруннер и Лившицем.
Выдвинув свою концепцию мемориала на месте бывшего кладбища, Гринберг поручил дизайнеру из Техаса Брэду Голдбергу, чья семья приняла отца Гринберга, когда он впервые приехал в Соединенные Штаты, и хорошо его знала, разработать план для него.
«Я не уверен, но не думаю, что у меня были родственники на этом кладбище, потому что моя семья приехала в Брест», – рассказал Гринберг, который пояснил, что его бабушка и дедушка переехали в Брест, поэтому его предки, вероятно, были похоронены в другом месте в Беларуси. «Это все люди, похороненные там до войны. Это больше похоже на мою связь с тем, чем был этот город».
Цель, по его словам, состоит не в том, чтобы воспроизвести кладбище, а в том, чтобы вернуть «достоинство людям, похороненным на этом месте».
В телефонном интервью CNN Голдберг рассказал, что его проект состоит из двух больших арок, охватывающих большое пространство на участке, на котором будут представлены некоторые из надгробий.
«Я называю это объятиями», — заявил он. «В этих объятиях будут храниться те надгробия, которые еще целы. «Это не кладбище», — добавил он. «Они все смотрят в разные стороны, как будто разговаривают друг с другом. «Один раввин, с которым мы консультировались, описал это как вопрос жизни, а не смерти».
Лившиц заявил CNN: «Это вернет камни на свое место. Я называю это исторической справедливостью». Он добавил: «Конечно, мы не можем найти настоящие тела по камням, которые там лежат, но, по крайней мере, мы можем вернуть камни и поставить их там, где находилось кладбище.