Польские и израильские чиновники открыли мемориальную доску, признающую дискриминацию студентов-евреев
В Варшавском университете 22 мая открыли мемориальную доску, впервые признающую сегрегацию в виде «скамеечного гетто», которой подвергались студенты – евреи в Польше в 1930-х годах, пишет журналист «The Algemeiner» Эндрю Бернард.
Церемонию открытия мемориальной доски жертвам «скамеечного гетто» возглавили посол Израиля в Польше Яков Ливне и ректор Варшавского университета Алоизи Новак. «5 октября 1937 года в нашем университете было создано так называемое «скамеечное гетто», — заявил Новак. «Студенты еврейского происхождения не могли самостоятельно выбирать места на лекциях и занятиях. Следует напомнить о поведении тех, кто не был согласен с таким указанием и не собирался соблюдать такие правила. Некоторые студенты – евреи предпочитали стоять в аудитории, а не сидеть за обозначенными столами. Точно так же некоторые студенты – поляки не занимали свои места во время лекций в знак солидарности с преследуемым еврейским меньшинством, а также слушали лекции стоя. Такое отношение было и остается достойным восхищения и подражания».
Польша восстановила свою независимость после Первой мировой войны и к 1930-м годам приняла различные формы юридического и институционального антисемитизма. Польские университеты, в том числе Львовский политехнический, Вильнюсский и Варшавский университеты, ввели дискриминационные правила в отношении евреев, кульминацией которых стало «скамеечное гетто», согласно которому студенты – евреи должны были сидеть в специально отведенных секциях. 90% еврейского населения Польши в конечном итоге были убиты во время Холокоста после вторжения нацистов в Польшу в 1939 году.
Посол Израиля Яков Ливне рассказал, что сохраняя память о «скамеечном гетто», важно отметить как хорошие, так и плохие события, связывающие Польшу и еврейский народ. «Для меня большая честь и счастье, что я могу быть здесь сегодня и видеть, как десятки людей в центре Варшавы чтят память жертв темных сторон событий, связывающих историю наших народов», — заявил Ливне. «Помнить истинное лицо истории — с ее хорошими и плохими сторонами — очень важно. Если мы не будем помнить прошлое, нам будет трудно понять настоящее и построить лучшее будущее».