«Еврейская жизнь продолжается»: евреи Джербы и их сторонники демонстрируют стойкость после нападения
После того как вооруженный человек убил четырех человек возле древнего места еврейского богослужения на тунисском острове Джерба, мужчины собрались в той же синагоге, чтобы не оплакивать, а праздновать, пишет журналист JTA Рон Кампеас.
Они были там, чтобы засвидетельствовать благословение новой жизни: брит-милу, или ритуальное обрезание. Вскоре после этого запись церемонии, в которой мужчины пели на иврите, окружая восьмидневного ребенка, попала на телефон Исаака Хуа, сефардского раввина, живущего в Нью-Йорке. Для Хуа наблюдение за церемонией стало облегчением после ужасов, произошедших накануне, когда преступник убил двух двоюродных братьев – евреев, 30-летнего Авиэля Хаддада и 43-летнего Бенджамина Хаддада, а также двух охранников, прежде чем был расстрелянным.
«Произошло нечто прекрасное», — заявил в интервью Хуа, представитель Всемирного еврейского конгресса по Ближнему Востоку и Северной Африке. «У них была брит-мила на Джербе, даже несмотря на весь этот хаос. Еврейская жизнь продолжается».
Стрельба 9 мая произошла во время Хилулы, ежегодного паломничества и празднования еврейских мудрецов, проводимого в Лаг ба-Омер или близко к нему, которое происходит чуть более чем через месяц после начала Песаха. Ежегодный праздник привлекает тысячи евреев со всего мира, многие из которых тунисского происхождения. Он проводится в синагоге «Эль-Гриба» — здании 19-го века, построенном на месте, которое, как считается, было еврейским молитвенным домом на протяжении 2500 лет. В последние годы паломничество значительно возросло после шока в связи с нападением на синагогу «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) в 2002 году, в результате которого погибло 20 человек. И приостановки паломничества в 2011 году из-за проблем с безопасностью после «арабской весны», которая началась в Тунисе.
Правительство Туниса вложило средства в паломничество, объявив его символом толерантности страны, и обеспечило строгую безопасность. В прошлом году Тунис был одной из шести африканских стран, подписавших «Зов Рабата» — инициативу Американской федерации сефардов, которая стремилась сохранить еврейское наследие на континенте. Исполнительный директор Американской федерации сефардов Джейсон Губерман рассказал, что количество людей, которых сегодня привлекает Хилула, еще не достигло 10000 или около того, которые присутствовали до теракта 2002 года. По его словам, «арабская весна» и пандемия Covid-19 «также отпугивали паломников в последнее десятилетие». По его оценкам, сейчас синагогу ежегодно посещают менее 5000 человек. Кроме того, авторитарный президент Туниса Кайс Сайед остается недружелюбным по отношению к Израилю и отвергает попытки сменявших друг друга американских администраций присоединить Тунис к Соглашениям Авраама о нормализации отношений между Израилем и несколькими арабскими странами.
Джерба, тем не менее, остается оазисом сосуществования, заявил генеральный директор Фонда Саламанка, который стремится возродить еврейские общины на мусульманских землях, Янив Салама. «Вы должны кое-что понять о Джербе», — заметил Салама. «У местных жителей очень, очень тесные связи с местными муниципалитетами. Все делается совместно — есть совместные охранные дежурства» между еврейской и более крупной общинами, «и совместное общение между лидерами еврейской общины и местной полицией». Главный специалист по политике и политическим вопросам Американского еврейского комитета Джейсон Айзексон, который часто посещал Джербу, заявил, что важно, что два тунисских сотрудника службы безопасности погибли, защищая еврейскую общину. «Очевидно, что теперь для страны будет позором то, что это произошло в ее собственных вооруженных силах. Но это происходит в вооруженных силах повсюду», — заметил он. «Тот факт, что страна развертывает огромный защитный кордон вокруг синагоги, вокруг торжеств и вокруг приходящих верующих, чтобы гарантировать, что все пройдет гладко и правильно в праздничном духе, имеет большое значение».
Старший научный сотрудник аналитического центра Вашингтонского института ближневосточной политики Аарон Зелин, специализирующийся на исламистском экстремизме в Тунисе, рассказал, что это нападение, в отличие от тщательно спланированного теракта 2002 года, выглядит спонтанным. «На самом деле это была не изощренная атака», — заметил Зелин. «Так что вполне вероятно, что это мог быть просто один человек, который просто решил что-то сделать по собственному желанию, и не было такого же более широкого заговора или планирования».
Хуа заявил, что тунисскую еврейскую диаспору это не остановит. «Евреи Туниса по-прежнему собираются либо навестить семью, либо посетить это место паломничества», — рассказал он. «Евреи стойкие». Джерба привлекает внимание всего мира, по крайней мере, на данный момент. За день до атаки посланник США по мониторингу антисемитизма Дебора Липштадт вместе с послом США в Тунисе Джоуи Худом присоединились к тунисским чиновникам на церемонии начала Хилулы. «Меня тошнит, и мое сердце разбито смертоносным антисемитским нападением на синагогу «Гриба» на Джербе во время празднования Лаг ба-Омера, на котором присутствовали тысячи еврейских паломников», — написала Липштадт в своем твиттер-аккаунте. По словам Хуа, в этом, возможно, нет худа без добра: преимущественно ашкеназская еврейская диаспора склонна забывать об общинах, которые существуют за пределами западного мира. «Еврейский мир замечает, что на Ближнем Востоке и в Северной Африке все еще есть евреи», — заявил он. «Это может даже вызвать рост туризма в самой стране».
Салама заметил, что не ожидал, что община, насчитывающая около 1400 человек, в которую входит ряд институтов религиозного обучения, будет разрушена после нападения. «Они все будут горевать, и они будут продолжать, они будут продвигаться вперед», — рассказал он. «Они действительно держатся молодцом». Исполнительный директор организации французского еврейства CRIF Роберт Эйнес заявил, что французская еврейская община близка к тунисской еврейской общине, потому что Франция колонизировала страну с 1800-х годов, и потому что община говорит по-французски. Он рассказал, что Хилула привлекает французских евреев любого происхождения. «Это действительно влияет на всю общину Франции, потому что на праздновании Хилула много людей, приезжающих из французской еврейской общины любого происхождения», — заметил он.
Эйнес счел примечательным тот факт, что даже после нападения французские евреи, посетившие Хилулу, размещали фотографии торжеств в социальных сетях. Он сказал, что ожидает, что такое же количество людей посетит Хилулу в следующем году. «Люди будут стойкими», — заметил он. «Они разместили свои фотографии в синагоге «Гриба», сказав тем самым: «Мы вернемся»».