Книжные новинки

О погромах по‑новому

Михаил Липкин 7 мая 2023
Поделиться

 

Надя Липес
Погромы: неудобная правда. 1917–1921
Документальная повесть. Одесса: Астропринт, 2021. — 348 с. (Серия «Генеалогия для чайников»)

Сарубейлу (Надю) Липес мы знаем давно, она желанный гость на научных конференциях, признанный специалист в области еврейской генеалогии. Ее ученики работают в России, на Украине, в США, Израиле, Германии и других странах, список ее трудов весьма внушителен — это книги, статьи, выступления, кое‑что публиковалось и в «Лехаиме». Недавно вышла ее книга о погромах на Украине во время Гражданской войны. Казалось бы, что нового можно сказать на эту тему? Изданы документы и воспоминания, написаны книги и статьи — нечто среднее между мартирологами и романами ужасов. Что нового открывает нам этот автор?

Полное название книги предполагает сочетание в повествовании о погромах правды, неудобства этой правды, документальности и художественности, раз уж здесь есть и слово «повесть». И автор не обманывает ожиданий.

Любители исторической достоверности, документальности найдут здесь массу документов, в том числе архивных, с надлежащим образом оформленными ссылками. А неудобство правды состоит в том, что автор концентрирует внимание не только на жертвах, но и на виновниках погромов: организаторах и участниках, в том числе тех формированиях, партиях и силах, которые сами или их наследники за прошедшие 100 лет весьма преуспели в тонком деле самореабилитации.

Художественность текста Липес в первый момент выглядит сомнительно: автор перемежает документы собственными пересказами свидетельств, размышлениями, обобщениями и выводами, стилистика которых нетипична для научного издания. Приведу цитату. Речь идет о событиях в городе Пирятине под Полтавой:

«Деникина и начало Директории пережили без эксцессов. А вот отход Директории не очень. За неделю до отступления полковник местного гарнизона Гришко внезапно потребовал у евреев контрибуцию, которая была, мягко говоря, невыполнима. Евреи попросили видоизменений требований и собрались в синагоге это обсудить. Казакам было очень удобно зайти в синагогу и закрыть всех чего‑то стоящих евреев Пирятина в одном месте. Ограбив всех собравшихся, казаки прошлись с некоторыми по домам и дограбили там. С помощью заложников получили оговоренную сумму контрибуции, невзирая на ранее награбленное, и благополучно оставили город. Случайно получилось, что без погрома. Большевики сильно резво наступали. А перед регулярной армией в город вошли так называемые повстанческие отряды, которые за сутки пограбили всех, кого получилось (интернационалисты же), и затаились. В августе 1919 года вернулся Деникин. Начавшиеся было грабежи еврейского населения были приостановлены Думой. В промежутке, правда, чеченцы слегка погуляли, но не сильно. Всего 40 семей ограбили, но никого не убили. Даже деникинцы успели больше. У них 50 семей ограбить получилось. И те, и другие грабили исключительно евреев. Но вот посещающим вокзалы везло меньше. В частности, там был убит местный пирятинский еврей (забит до смерти) и еще 12–13 молодых евреев. В город их со станции привезли с целью похоронить. Комитет извиняется, что забыл сделать фотографии. Фотопруф наше все… А отступали деникинцы красиво. 125 лавок сожгли, 26 человек убили, 40 изнасиловали, пожары тушить не давали. Горит же красиво. Так и пускай горит. А большевики пришли, и все закончилось. Соответственно, за погромный период город Пирятин потерял 29 евреев. Никакого сравнения со Степанцами… И вы понимаете, что сейчас мы поговорили про очень легкую погромную версию Полтавской и Харьковской губерний. А сейчас мы переходим к трешу и угару Киевской. Никто, никто не пострадал так же, как Киевская губерния…»

Я бы определил этот стиль как очень раскованную эссеистику — но, возможно, так порой и нужно. Такой прием оправдан, если помогает пробить броню историографической лжи, устоявшихся мифологем, читательского невежества и нежелания думать и принимать страшные факты. Страшные не только своим содержанием, но самой сутью — тем, что непосредственно соприкасается с вопросом о человеческой натуре и о том, в каком мире мы живем.

Книга находится в открытом доступе для всех желающих: jewishpogroms.info/education

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Как рождаются праведники

Памятник хотели открыть в марте, к столетию со дня погрома. Но слегка помешал вирус: страна закрылась на карантин, и организовать открытие памятника в марте не удалось. Но лучше поздно, чем никогда: и три месяца спустя памятник все‑таки стоял на своем законном месте. По случайному стечению обстоятельств он встал буквально «за спиной» братской могилы, в которой похоронены жертвы погрома, убитые Оверко Куравским, — само существование этих жертв значительная часть жителей Тетиева до сих пор отрицает...

Другая сторона Победы

Ничья судьба не сравнится с еврейской. В этом, казалось бы, нет ничего нового, но исторически у евреев всегда бывала надежда на лучшее. Однако не в этот раз. Евреи, третья по численности группа населения СССР, чьи представители получили высшую воинскую награду, Герой Советского Союза, в войне пострадали трижды. И это действительно одна из самых пострадавших во время войны национальностей, с какой стороны ни посмотри. Тому была масса причин.

«Грабармия» Деникина в записках врача Лазаря Билинкиса

Каждая армия, приходящая в местечко, желала знать, где евреи зарыли пулеметы и патроны. Различались они только тем, что одни обещали не грабить за провизию и обувь, а другие – за «керенки», но нарушали обещания и те и другие. Русские офицеры деникинской армии, анархисты Петлюры, «красное украинское крестьянство»: антисемитизм в XX веке объединял не только народы, но и социальные страты.