Мосгорсуд удовлетворил заявление о ликвидации Информационно-аналитического центра «Сова»
27 апреля Мосгорсуд удовлетворил исковое заявление столичного управления Министерства юстиции о ликвидации Информационно-аналитического центра «Сова» (признан иноагентом), сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу Мосгорсуда.
Иск от Минюста о ликвидации центра поступил в Мосгорсуд 20 марта. «Сова» сообщала, что основным нарушением признали проведение мероприятий вне региона регистрации (центр зарегистрирован в Москве). Минюст насчитал 24 таких мероприятия за три года, в том числе участие в конференциях ОБСЕ. В центре тогда заявили, что не согласны с позицией Минюста и намерены оспорить ее в суде.
Как отметил «Коммерсантъ» Информационно-аналитический центр «Сова» был основан в 2002 году сотрудниками Московской Хельсинкской группы (ликвидирована судом) и информационно-исследовательского центра «Панорама». Зарегистрирован в Москве как региональная общественная организация. Исследует проявления ксенофобии и экстремизма, взаимоотношения религии и общества и соблюдение прав человека в РФ. Получал поддержку МИД Германии и Нидерландов, зарубежных фондов (в том числе до 2012 года «National Endowment for Democracy» — признан в РФ нежелательной организацией).
Минюст внес «Сову» в реестр иностранных агентов в конце декабря 2016 года. В ведомстве отметили, что при внеплановой документарной проверке был установлен факт соответствия центра признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иноагента. Вплоть до 2016 года «Сова» неоднократно была получателем грантов президента. В сентябре 2022 года движение «Ветераны России» попросило Генпрокуратуру, СК и ФСБ ликвидировать центр «Сова». В ноябре того же года Минюст издал распоряжение о внеплановой проверке. Ее провели в январе 2023 года. Руководитель «Совы» Александр Верховский, который в 2012-2022 годах входил в Совет по правам человека при Президенте РФ, не исключал, что интерес к «Сове» был вызван критикой «неправомерного применения антиэкстремистского законодательства».
Как отметил Центр «Сова» в сообщении в своем телеграм – канале «Мосгорсуд не согласился с аргументами защиты, что участие в мероприятиях вне Москвы не является нарушением закона. Суд не согласился также и с тем, что даже, если подобное участие признать нарушением, то оно точно не должно считаться умышленным и грубым, а потому ликвидация центра не является адекватной мерой». Ходатайство центра с просьбой отложить разбирательство до того момента, как Гагаринский районный суд рассмотрит встречный иск «Совы» к московскому управлению Минюста, удовлетворено не было. Центр заявил, что пока решение суда не вступило в силу, он продолжит работу.
В интервью ВВС в марте 2023 года А.Верховский заявил, что не знает, какие могли быть истинные причины для иска Минюста России. «Прямой гипотезы у меня нет. Была такая последовательность событий. Прошлой осенью на нас был публичный наезд на телеканале «Россия 24» — непонятно, в связи с чем: мол, мы вообще плохие, деньги берем на Западе, ЛГБТ почему-то приплели». По словам Верховского, такое случалось и ранее, но «не имело последствий, а тут возымело», – отметил он.
Претензию Минюста в осуществлении деятельности за пределами Москвы, где зарегистрирована «Сова», Верховский называл «формальной придиркой»: «Юридически это непомерный буквализм в применении закона, который не практиковался раньше, не практикуется и сейчас за несколькими исключениями. До нас тем же методом попытались ликвидировать только Московскую Хельсинскую группу, а затем очень старую правозащитную организацию «Человек и закон», с 1990-х годов существующую в Йошкар-Оле. Мы третьи. Может быть, кто-то еще уже на подходе». «Не знаю, насколько сильно властям нужно ликвидировать именно наши три организации и открыть тем самым возможность для кучи чиновников по каким-то их личным нуждам закрывать направо и налево общественные организации — они, как правило, все местные. Неплохо было бы судебной системе отыграть это назад. Я не очень большой оптимизм по этому поводу испытываю, но в принципе еще есть время спохватиться», — говорил Верховский. «Если мы проиграем, будем обжаловать решение. На это может уйти больше месяца. Но если мы проиграем суд в двух инстанциях, организацию могут ликвидировать немедленно», — объяснял он. «Если организация все же будет ликвидирована, люди от этого не исчезнут. Те, кто захочет продолжать деятельность, такую же или похожую, придумают, как это делать», — подчеркивал Верховский.