В венгерском фильме “Те, кто остался” рассказывается о том, как двое переживших Холокост адаптируются к новой жизни
Невообразимые потери во время Холокоста помогают укрепить маловероятную связь между главными героями венгерского художественного фильма «Те, кто остался», премьера которого состоялась 28 апреля в кинотеатре «New Plaza» в Нью-Йорке, пишет журналист «The Times of Israel» Рич Тенорио.
Фильм режиссера Барнабаса Тота основан на романе Жужи Ф. Варкони. В 2014 году режиссер познакомился с Варкони через импровизированную труппу, в которой оба участвовали, и так он узнал о ее романе. Первоначально выпущенный в Венгрии в 2019 году, фильм был показан на более чем 100 североамериканских еврейских кинофестивалях, включая Бостон, Чикаго и Филадельфию. Он также получил признание на выставке «Telluride» в 2019 году.
Личная драма между доктором Альдо и сиротой-подростком Кларой разворачивается на фоне двух катастрофических событий в истории Венгрии — Холокоста и послевоенного коммунистического переворота. Тот назвал Холокост «чем-то непереваренным, необработанным, окружающим нас здесь, в Будапеште, через память о здешних местах. В каждой венгерской семье были люди, пострадавшие от этого». Затем, через несколько лет после войны, была «просоветская диктатура и коммунистический террор… в течение большого периода времени в обществе происходили депортации, множество людей попадали в тюрьмы». «И то и другое было трагедией», — заявил он.
«Ты должен был выжить. Ты должен был продолжать свою жизнь. Ты должен был исцелить себя от таких травм». Действие фильма происходит в 1948 году в Будапеште, где Кларе не повезло. Страдая физически и эмоционально, она не учится в школе; после того, как ее отпустили из еврейского приюта, она чувствует, что ее двоюродная бабушка Ольга, ее новая опекун, неправильно ее понимает. Клару играет актриса Абигель Сыке, которая, по словам Тота, «очень востребована», в чьем послужном списке также есть проекты на сцене в «Впусти нужного» и на маленьком экране в сериале HBO Max «Информатор».
На момент съемок «Те, кто остался», Сыке было 18 лет, немногим старше вымышленной Клары. В то время, когда у Клары все шло не так, она случайно связалась с Альдо средних лет. Акушер-гинеколог Альдо лечил Клару и сопереживал ей. Оба пострадали от голода в Венгрии во время Второй мировой войны, и хотя Клара в то время этого не осознавала, Альдо лично сильно страдал от травмы Холокоста, как и она сама. Для роли Альдо Тот обратился к Каролю Хайдуку, его однокласснику по художественной школе, который стал ветераном сцены. «Он великолепен, очень расслаблен на съемочной площадке, очень тихий», — рассказал Тот. «Иногда я даже не уверен, что он не робот. Он такой идеальный, такой надежный».
Невероятный дуэт образует связь: Альдо предлагает позитивное присутствие среди суматохи Клары, и наоборот. «Отношения развиваются на протяжении всей истории, — заметил Тот. Хотя их отношения носят платонический характер, в них есть некоторая двусмысленность. Клара хочет остаться с Альдо в его квартире. Потеряв родителей, она становится настолько близкой ему как суррогатная дочь, что настаивает на том, чтобы спать в его постели. «Альдо думает о Кларе только как о дочери, сестре, близком друге», — объяснил Тот, тогда как у Клары «никогда не было ни брата, ни отца, чтобы говорить о таких вещах… У нее не осталось никого в жизни, кроме ее двоюродной бабушки, которая на самом деле не партнер ни эмоционально, ни интеллектуально. Альдо появляется, и внезапно, очень быстро, он становится для нее всем».
Дальнейшая связь происходит в доме Альдо, когда Клара просматривает его старые фотоальбомы после его ухода. В мощной сцене она видит фотографии жизни, о которой он никогда ей не рассказывал, — день его свадьбы и его семью, включая его жену и двух их сыновей. Сцена отражает неспособность Альдо разделить свое горе из-за их потери. «Он вообще не может об этом говорить», — заметил Тот, подчеркнув, что доктор вместо этого разделил свои воспоминания на части в «самом глубоком ящике его разума». Хотя Тот не еврей и считает себя нерелигиозным, он добавил, что все люди думают о Холокосте. И что это «что-то, что легко запомнить и никогда не забыть».
В фильме Клара связывается со своей потерянной семьей через воспоминания, включая своего отца и младшую сестру. Реальная дочь Тота играет сестру Клары. «Я хотел использовать все эти воспоминания как хорошие воспоминания», — сказал Тот. «Я не хотел показывать травму после этого, но идеалистические воспоминания, которые она любит вспоминать». Он отметил: «Не в фильме, а в книге, ее совет Альдо заключается в том, что, когда приходит печаль или депрессия, просто смотрите в окно на солнце, пусть солнечный свет освещает ваше лицо, думайте только о положительных вещах. О твоей семье.
Увидев фотографии Альдо, она применяет этот совет, поворачивает голову к окну, закрывает глаза и думает о лучших вещах». Альдо пытается создать стабильность в жизни Клары. Он встречается с ее учителями, дружит с ее двоюродной бабушкой Ольгой и знакомит ее с другом-врачом, который вместе со своей женой усыновил двух выживших детей. Однако возникают некоторые трудности. Один из учителей Клары встречает пару в парке, где неверно истолковывает их привязанность друг к другу. Тем временем Венгрия становится все более коммунистической: друг Альдо, врач, признает, что его завербовали, чтобы шпионить за своим коллегой. А у Клары развиваются чувства к Альдо, из-за чего ей тяжело, когда он начинает встречаться с кем-то своего возраста. И когда одноклассник хочет встречаться с ней.
Все эти трудности пересекаются в одну ночь, когда тайная полиция посещает многоквартирный дом Альдо. «Альдо думает, что он должен уйти навсегда, как узник ГУЛАГа», — рассказал Тот. — «Она не отпускает его». Коммунистический фон фильма был слишком реальной сюжетной линией для Венгрии, особенно между победой просоветских сил на выборах 1948 г. и антисоветским восстанием 1956 года. «Эти восемь лет были очень тяжелыми для всего населения, — заметил Тот. «Была послевоенная диктатура… было много шпионов», в том числе «агентов, вынужденных что-то делать, потому что их семьи были в тюрьме, или их работа, или дом были отняты». Есть намеки на обнадеживающий исход «Тех, кто остался» — если не для Венгрии, то, по крайней мере, на индивидуальном уровне как для Клары, так и для Альдо. «Людям нужна эта трогательная история», — заявил Тот. «Я надеюсь, что они узнают об этом. И увидят это на большом экране, где это должно быть показано».