Песах

Учение Хабад. Песах

Йоэль Кан. Перевод и составление комментария Михаэля Корица 5 апреля 2023
Поделиться

Дающий и получающий

Соответствие мацы собственно выходу из Египта, а вина — полноте избавления будет понятно после объяснения внутреннего смысла чисел «три» и «четыре».

Число три намекает на степень влияния, число четыре — на восприятие влияния.

В Талмуде Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 104а.
буквы гимель и далет расшифровываются как аббревиатура слов «дай бедным» (на иврите гмоль далим), то есть буква гимель обозначает влияние, идущее от влияющего («дай»), а буква далет говорит о принятии этого влияния воспринимающим («бедным»).

 

Талмуд занимается анализом формы букв гимель и далет (ножка гимеля наклонена в сторону далета, идущего за ним в ивритском алфавите), но намек на «влияющего» и «воспринимающего» есть и в числах, которые эти буквы обозначают (три и четыре), что объясняется далее.

 

При анализе того, как влияние распространяется от своего источника к получателю, можно выделить три составляющие. Когда это влияние воспринято, появляется четвертая форма — восприятие принявшего влияние Подробнее об этом: Рабби Рашаб. Маамарим 5756. С. 287–288.
.

Для прояснения используем пример учителя и ученика — как влияющего и воспринимающего влияние. Уровень знаний ученика не идет ни в какое сравнение с уровнем знаний учителя. Поскольку ученик не способен постигнуть глубину мудрости учителя, то для обучения такого ученика учитель вынужден упростить свою мысль и привести ее в соответствие с возможностями восприятия ученика.

В порядке оказания влияния (в данном примере — обучения) существуют три этапа:

1) начало процесса заключается в том, что учитель определяет понятия и основные мысли, которые хочет передать ученику. Эти понятия и идеи должны быть переданы ученику в доступном для его восприятия виде, то есть упрощены до его уровня, а затем мысленно отделены от глубокого понимания, имеющегося у учителя. Но в них обязательно в скрытом виде присутствуют все детали того понимания, которому учитель хочет обучить ученика;

2) после этого наступает этап, когда учитель продумывает и развивает в своем сознании предмет обучения во всех его деталях и подробностях. Эти два этапа являются подготовкой к собственно обучению ученика;

3) затем наступает сам этап оказания влияния — обучение ученика. Этот этап, как и первый, связан с упрощением и ограничением мудрости. Когда учитель произносит слова урока, обращенные к ученику, это обязательно означает, что мудрость прошла через дополнительные ограничения и упрощения. Сам процесс облачения мудрости в слова требует ее ограничения. При этом мудрость учителя остается в сознании.

Лишь после этого появляется четвертая составляющая влияния — мудрость в том виде, как она воспринята разумом ученика. Здесь добавляется «принимающая плоскость» — мудрость, отпечатавшаяся в сознании ученика.

 

На примере учителя и ученика процессу влияния дана общая классификация: три ступени, относящиеся к влияющему, и четвертая, когда влияние воспринимается в специфической для воспринимающего форме. Пример помогает нам понять слова книги Йецира. Там из четырех первооснов (огонь, вода, воздух и земля) упомянуты лишь три — огонь, вода и воздух. Одна из причин пропуска кроется в задаче книги Йецира (буквально Книга созидания), которая в основном посвящена не окончательно сотворенному миру, а процессу его создания Творцом, что видно из ее названия. Поэтому в ней приведены лишь три первоосновы, связанные с Творцом, оказывающим влияние. А четвертый аспект — картина, создаваемая представлениями воспринимающего (т.е. первооснова земли), — добавляется лишь позднее, когда влияние оказывается на уже созданный мир См. об этом в книге Пардес римоним Рамака, Шаар амахриин, глава 3.
.

 

По аналогии со сказанным выше можно различить два этапа выхода из Египта — избавление, как оно произошло 15 нисана День выхода из Египта, как написано в книге Шмот, 12:17–18.
, и полнота Избавления, достигнутая при даровании Торы. Избавление 15 нисана было результатом того, что «раскрылся им Властитель над царями царей и освободил их» Слова из Пасхальной агады.
, а не как следствие служения или действий евреев. О состоянии еврейского народа в момент избавления сказано в пророчестве Йехезкеля «ты нага и непокрыта» Йехезкель, 16:7.
, и, как объясняют наши мудрецы, евреи в этот момент были наги без заповедей Мехильта и Раши. Комментарий к Шмот, 12:6. . Поэтому к началу избавления относятся лишь три первых глагола («выведу», «спасу» и «избавлю»), говорящие о трех этапах влияния непосредственно со стороны Источника. В отличие от этого, дарование Торы приблизило избавление к уровню евреев, получивших Тору, и было ими внутренне воспринято (как это будет подробно объяснено далее). К этому этапу избавления относятся все четыре глагола, в соответствии с добавлением четвертой составляющей, вносимой инструментами восприятия.

 

В уроке 7 мы уже немало говорили о еврейских праздниках и их духовном содержании. Многие из праздников связаны с конкретными историческими событиями. Так, Песах напоминает о периоде исхода из Египта, Пурим — о дне спасения евреев Персидской империи от уничтожения, Ханука — о днях, когда произошло чудо в Иерусалимском храме. Связь эта неформальна, и праздники являются духовным отражением и повторением на другом уровне событий, которые легли в их основу. Так трактуется в книгах учеников Ари выражение из книги Эстер: «И дни эти памятны и празднуемы» Эстер, 9:28.
(дословно — «вспоминаются и делаются»), то есть когда события вспоминаются при помощи их празднования, они как бы повторяются заново См.: Хида. Лев Давид, 29; Любавичский Ребе. Ликутей сихот, 33. С. 222.
.

Под таким углом зрения мы рассмотрим сейчас период между Песахом и Шавуот.

Во времена Храма во второй день Песаха туда приносили сноп колосьев нового урожая (омер на иврите). И от этого момента начинался отсчет семи недель, по завершении которых наступал праздник Шавуот.

Позднее мудрецами был установлен порядок отсчета семи недель от второго дня Песаха. Но глубокий смысл этой заповеди связан с периодом, предшествовавшим дарованию Торы.

 

Маца веры и вино понимания

Поскольку основная обязанность вспоминать об исходе из Египта в особенности относится к пасхальной ночи, то два этапа избавления, о которых говорилось в 8.1, находят явное выражение в эту ночь в обязанности съесть именно три листа мацы и выпить именно четыре бокала вина. Маца называется к книге Зоѓар хлебом веры Зоѓар, 2, 41а.
, а вино соответствует Б‑жественному качеству Бина (Понимание) Как объясняется в трудах Ари (см.: При эц хаим, раздел Хамец и маца, глава 2). , то есть подразумевает способность понимания и постижения разумом.

Первый этап исхода из Египта — это вера, приходящая Свыше. Этот этап связан с числом три — ступенью влияния со стороны источника влияния (см. об этом в 8.2). Поэтому для пасхального вечера берут три листа мацы.

Хотя эта часть служения и связана с влянием извне, но и здесь требуются усилия человека для восприятия этого подарка Свыше. Это служение самоограничения и отрицания собственной значимости, требующиеся для большего раскрытия в нем веры (как объяснялось в 8.10). На уровне физических действий эти усилия выражаются в том, что человек должен съесть определенное количество мацы.

Несмотря на необходимость усилий со стороны человека в служении, связанном с верой, оно направлено лишь на устранение преграды, скрывающей свет Божественной души, тогда как само это раскрытие приходит Свыше. Поэтому все‑таки маца и вера соотносятся с числом три, выражающим влияние в том виде, как оно распространяется от влияющего.

 

Маца символизирует самоограничение. Как объясняется во многих еврейских книгах, разница между мацой и запрещенным в Песах квасным заключается в том, что квасное тесто разбухает и поднимается вверх — намек на гордыню; в отличие от него маца остается тонкой и не разбухает, что подобно состоянию самоограничения и отрицания собственной значимости.

 

Второй этап выхода из Египта связан с пониманием и постижением Б‑жественности, и намек на него — бокалы вина (намек на Б‑жественное качество Бина — Понимание), которые евреи обязаны выпить в пасхальный вечер. В отличие от первого этапа, второй связан с числом четыре — степень влияния в том виде, в каком оно пришло в мир воспринимающего. Поэтому необходимо выпить четыре бокала вина, что соответствует добавлению четвертой ступени, создаваемой возможностями воспринимающего.

Различия этих двух этапов выражается и в том, что маца является «хлебом бедности», в котором нет вкуса и удовольствия, а вино дает человеку усладу и наслаждение.

 

о Вкус и смысл (причина) обозначаются на иврите одним словом (таам), что выражает некий уровень проникновения воспринимающего в воспринимаемое им: еда приобретает определенный вкус, понятие охватывается именно через осмысление его причин и смыслов.

 

Поскольку на первом этапе Исхода (который символизирует маца) освобождение от египетской скверны происходит лишь в результате высшего откровения, а не усилиями самого человека, поэтому в этом этапе нет ни понимания, ни наслаждения. Лишь на втором этапе Исхода, который опирается на понятия и возможности воспринимающего (намек на этот этап дан в бокалах вина), человек ощущает вкус и получает наслаждение от происходящего.

В этом одна из причин того, что обязанность есть мацу в пасхальный вечер установлена законом Торы, а пить бокалы вина постановили мудрецы. Разница между заповедями Торы и установлениями мудрецов подобна различию между двумя ступенями, о которых говорилось в 8.5.

 

«Все, что хороший ученик добавит в будущем, уже дано Моше на горе Синай», но раскрытие этой мудрости приходит в результате служения снизу вверх. Заповеди Торы даны Свыше, законы были установлены и добавлены еврейскими мудрецами, то есть соответствуют служению, идущему снизу вверх.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Симхат Тора

«Многие годы я спрашивал себя, — продолжил профессор свои воспоминания о праздновании Симхат Тора в тот год, — почему мы так кричали в тот праздник, ведь мы даже не умели читать Тору в подлиннике?» Сейчас он понимает, почему. Это был внутренний крик души безо всякого объяснения. Это было раскрытием еврейской сущности, которая прорвалась и выразилась в крике.

Учение Хабад. Пурим

Человек не только понимает разумом и чувствует сердцем святость и противоположную ей низость, но и осознает все это той частью души, которая выше сознания, — своей сущностной связью со Всевышним.Тогда и раскрывается, что смысл слов «проклят Ѓаман и благословен Мордехай» основывается не только на знании, но исходит из глубины души. В этом и заключается уникальное духовное служение еврея в Пурим.

Реб Йоэл

Учение хасидизма было его жизнью, его пищей, его миром. В определенном смысле он был единственным в нашем поколении. И вот такой великий ум, кажется, получал главное удовольствие в жизни, обучая ребят в ешиве. На его уроках всегда было не протолкнуться. В мои 18 мне повезло бывать на многих из них. Признаюсь, я почти ничего не понимал, но крох с этого стола вполне хватало, чтобы потом год ими жить.