Песах

Учение Хабад. Песах

Йоэль Кан. Перевод и составление комментария Михаэля Корица 5 апреля 2023
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Дающий и получающий

Соответствие мацы собственно выходу из Египта, а вина — полноте избавления будет понятно после объяснения внутреннего смысла чисел «три» и «четыре».

Число три намекает на степень влияния, число четыре — на восприятие влияния.

В Талмуде Вавилонский Талмуд, трактат Шабат, 104а.
буквы гимель и далет расшифровываются как аббревиатура слов «дай бедным» (на иврите гмоль далим), то есть буква гимель обозначает влияние, идущее от влияющего («дай»), а буква далет говорит о принятии этого влияния воспринимающим («бедным»).

 

Талмуд занимается анализом формы букв гимель и далет (ножка гимеля наклонена в сторону далета, идущего за ним в ивритском алфавите), но намек на «влияющего» и «воспринимающего» есть и в числах, которые эти буквы обозначают (три и четыре), что объясняется далее.

 

При анализе того, как влияние распространяется от своего источника к получателю, можно выделить три составляющие. Когда это влияние воспринято, появляется четвертая форма — восприятие принявшего влияние Подробнее об этом: Рабби Рашаб. Маамарим 5756. С. 287–288.
.

Для прояснения используем пример учителя и ученика — как влияющего и воспринимающего влияние. Уровень знаний ученика не идет ни в какое сравнение с уровнем знаний учителя. Поскольку ученик не способен постигнуть глубину мудрости учителя, то для обучения такого ученика учитель вынужден упростить свою мысль и привести ее в соответствие с возможностями восприятия ученика.

В порядке оказания влияния (в данном примере — обучения) существуют три этапа:

1) начало процесса заключается в том, что учитель определяет понятия и основные мысли, которые хочет передать ученику. Эти понятия и идеи должны быть переданы ученику в доступном для его восприятия виде, то есть упрощены до его уровня, а затем мысленно отделены от глубокого понимания, имеющегося у учителя. Но в них обязательно в скрытом виде присутствуют все детали того понимания, которому учитель хочет обучить ученика;

2) после этого наступает этап, когда учитель продумывает и развивает в своем сознании предмет обучения во всех его деталях и подробностях. Эти два этапа являются подготовкой к собственно обучению ученика;

3) затем наступает сам этап оказания влияния — обучение ученика. Этот этап, как и первый, связан с упрощением и ограничением мудрости. Когда учитель произносит слова урока, обращенные к ученику, это обязательно означает, что мудрость прошла через дополнительные ограничения и упрощения. Сам процесс облачения мудрости в слова требует ее ограничения. При этом мудрость учителя остается в сознании.

Лишь после этого появляется четвертая составляющая влияния — мудрость в том виде, как она воспринята разумом ученика. Здесь добавляется «принимающая плоскость» — мудрость, отпечатавшаяся в сознании ученика.

 

На примере учителя и ученика процессу влияния дана общая классификация: три ступени, относящиеся к влияющему, и четвертая, когда влияние воспринимается в специфической для воспринимающего форме. Пример помогает нам понять слова книги Йецира. Там из четырех первооснов (огонь, вода, воздух и земля) упомянуты лишь три — огонь, вода и воздух. Одна из причин пропуска кроется в задаче книги Йецира (буквально Книга созидания), которая в основном посвящена не окончательно сотворенному миру, а процессу его создания Творцом, что видно из ее названия. Поэтому в ней приведены лишь три первоосновы, связанные с Творцом, оказывающим влияние. А четвертый аспект — картина, создаваемая представлениями воспринимающего (т.е. первооснова земли), — добавляется лишь позднее, когда влияние оказывается на уже созданный мир См. об этом в книге Пардес римоним Рамака, Шаар амахриин, глава 3.
.

 

По аналогии со сказанным выше можно различить два этапа выхода из Египта — избавление, как оно произошло 15 нисана День выхода из Египта, как написано в книге Шмот, 12:17–18.
, и полнота Избавления, достигнутая при даровании Торы. Избавление 15 нисана было результатом того, что «раскрылся им Властитель над царями царей и освободил их» Слова из Пасхальной агады.
, а не как следствие служения или действий евреев. О состоянии еврейского народа в момент избавления сказано в пророчестве Йехезкеля «ты нага и непокрыта» Йехезкель, 16:7.
, и, как объясняют наши мудрецы, евреи в этот момент были наги без заповедей Мехильта и Раши. Комментарий к Шмот, 12:6. . Поэтому к началу избавления относятся лишь три первых глагола («выведу», «спасу» и «избавлю»), говорящие о трех этапах влияния непосредственно со стороны Источника. В отличие от этого, дарование Торы приблизило избавление к уровню евреев, получивших Тору, и было ими внутренне воспринято (как это будет подробно объяснено далее). К этому этапу избавления относятся все четыре глагола, в соответствии с добавлением четвертой составляющей, вносимой инструментами восприятия.

 

В уроке 7 мы уже немало говорили о еврейских праздниках и их духовном содержании. Многие из праздников связаны с конкретными историческими событиями. Так, Песах напоминает о периоде исхода из Египта, Пурим — о дне спасения евреев Персидской империи от уничтожения, Ханука — о днях, когда произошло чудо в Иерусалимском храме. Связь эта неформальна, и праздники являются духовным отражением и повторением на другом уровне событий, которые легли в их основу. Так трактуется в книгах учеников Ари выражение из книги Эстер: «И дни эти памятны и празднуемы» Эстер, 9:28.
(дословно — «вспоминаются и делаются»), то есть когда события вспоминаются при помощи их празднования, они как бы повторяются заново См.: Хида. Лев Давид, 29; Любавичский Ребе. Ликутей сихот, 33. С. 222.
.

Под таким углом зрения мы рассмотрим сейчас период между Песахом и Шавуот.

Во времена Храма во второй день Песаха туда приносили сноп колосьев нового урожая (омер на иврите). И от этого момента начинался отсчет семи недель, по завершении которых наступал праздник Шавуот.

Позднее мудрецами был установлен порядок отсчета семи недель от второго дня Песаха. Но глубокий смысл этой заповеди связан с периодом, предшествовавшим дарованию Торы.

 

Маца веры и вино понимания

Поскольку основная обязанность вспоминать об исходе из Египта в особенности относится к пасхальной ночи, то два этапа избавления, о которых говорилось в 8.1, находят явное выражение в эту ночь в обязанности съесть именно три листа мацы и выпить именно четыре бокала вина. Маца называется к книге Зоѓар хлебом веры Зоѓар, 2, 41а.
, а вино соответствует Б‑жественному качеству Бина (Понимание) Как объясняется в трудах Ари (см.: При эц хаим, раздел Хамец и маца, глава 2). , то есть подразумевает способность понимания и постижения разумом.

Первый этап исхода из Египта — это вера, приходящая Свыше. Этот этап связан с числом три — ступенью влияния со стороны источника влияния (см. об этом в 8.2). Поэтому для пасхального вечера берут три листа мацы.

Хотя эта часть служения и связана с влянием извне, но и здесь требуются усилия человека для восприятия этого подарка Свыше. Это служение самоограничения и отрицания собственной значимости, требующиеся для большего раскрытия в нем веры (как объяснялось в 8.10). На уровне физических действий эти усилия выражаются в том, что человек должен съесть определенное количество мацы.

Несмотря на необходимость усилий со стороны человека в служении, связанном с верой, оно направлено лишь на устранение преграды, скрывающей свет Божественной души, тогда как само это раскрытие приходит Свыше. Поэтому все‑таки маца и вера соотносятся с числом три, выражающим влияние в том виде, как оно распространяется от влияющего.

 

Маца символизирует самоограничение. Как объясняется во многих еврейских книгах, разница между мацой и запрещенным в Песах квасным заключается в том, что квасное тесто разбухает и поднимается вверх — намек на гордыню; в отличие от него маца остается тонкой и не разбухает, что подобно состоянию самоограничения и отрицания собственной значимости.

 

Второй этап выхода из Египта связан с пониманием и постижением Б‑жественности, и намек на него — бокалы вина (намек на Б‑жественное качество Бина — Понимание), которые евреи обязаны выпить в пасхальный вечер. В отличие от первого этапа, второй связан с числом четыре — степень влияния в том виде, в каком оно пришло в мир воспринимающего. Поэтому необходимо выпить четыре бокала вина, что соответствует добавлению четвертой ступени, создаваемой возможностями воспринимающего.

Различия этих двух этапов выражается и в том, что маца является «хлебом бедности», в котором нет вкуса и удовольствия, а вино дает человеку усладу и наслаждение.

 

о Вкус и смысл (причина) обозначаются на иврите одним словом (таам), что выражает некий уровень проникновения воспринимающего в воспринимаемое им: еда приобретает определенный вкус, понятие охватывается именно через осмысление его причин и смыслов.

 

Поскольку на первом этапе Исхода (который символизирует маца) освобождение от египетской скверны происходит лишь в результате высшего откровения, а не усилиями самого человека, поэтому в этом этапе нет ни понимания, ни наслаждения. Лишь на втором этапе Исхода, который опирается на понятия и возможности воспринимающего (намек на этот этап дан в бокалах вина), человек ощущает вкус и получает наслаждение от происходящего.

В этом одна из причин того, что обязанность есть мацу в пасхальный вечер установлена законом Торы, а пить бокалы вина постановили мудрецы. Разница между заповедями Торы и установлениями мудрецов подобна различию между двумя ступенями, о которых говорилось в 8.5.

 

«Все, что хороший ученик добавит в будущем, уже дано Моше на горе Синай», но раскрытие этой мудрости приходит в результате служения снизу вверх. Заповеди Торы даны Свыше, законы были установлены и добавлены еврейскими мудрецами, то есть соответствуют служению, идущему снизу вверх.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Учение Хабад. Симхат Тора

«Многие годы я спрашивал себя, — продолжил профессор свои воспоминания о праздновании Симхат Тора в тот год, — почему мы так кричали в тот праздник, ведь мы даже не умели читать Тору в подлиннике?» Сейчас он понимает, почему. Это был внутренний крик души безо всякого объяснения. Это было раскрытием еврейской сущности, которая прорвалась и выразилась в крике.

Учение Хабад. Пурим

Человек не только понимает разумом и чувствует сердцем святость и противоположную ей низость, но и осознает все это той частью души, которая выше сознания, — своей сущностной связью со Всевышним.Тогда и раскрывается, что смысл слов «проклят Ѓаман и благословен Мордехай» основывается не только на знании, но исходит из глубины души. В этом и заключается уникальное духовное служение еврея в Пурим.

Реб Йоэл

Учение хасидизма было его жизнью, его пищей, его миром. В определенном смысле он был единственным в нашем поколении. И вот такой великий ум, кажется, получал главное удовольствие в жизни, обучая ребят в ешиве. На его уроках всегда было не протолкнуться. В мои 18 мне повезло бывать на многих из них. Признаюсь, я почти ничего не понимал, но крох с этого стола вполне хватало, чтобы потом год ими жить.