Суккот

Учение Хабад. Симхат Тора

Йоэль Кан. Перевод с иврита и составление комментария Михаэля Корица 14 октября 2022
Поделиться

Выражение сущности

Как и в Йом Кипур, в праздник Симхат Тора в синагоге можно увидеть евреев, которые в течение года не открывали книг Торы и не учили ее, но все-таки в Симхат Тора они приходят и танцуют со свитками Торы. Это происходит не из-за того, что они решили учить Тору в будущем. Причина намного глубже: они приходят, демонстрируя само­идентификацию со Всевышним и Его Торой.

Случилось мне познакомиться с известным профессором математики, который был одним из первых евреев России, вернувшихся к Торе и ее заповедям. Однажды я спросил, что привело его к принятию Торы и заповедей. Нередко причина приближения человека к еврейству — в его детских впечатлениях о старшем поколении, в воспоминаниях о сладости изучения Торы, о переживаниях молитвы и тому подобном. Такие воспоминания побуждают вернуться к потерянному, пробудиться в раскаянии. Но у моего собеседника уже дед был убежденным атеистом, что же пробудило его? Профессор немного подумал и ответил: «Видимо, слова Таньи о том, что у каждого еврея есть Б-жест­вен­ная душа, являются истиной!»

В другой раз говорили мы о внутреннем содержании праздника Симхат Тора, о танцах с Торой, именно когда та скрыта в футляре. В середине беседы мой собеседник сказал: «Теперь я понимаю». Он вспомнил воодушевление, охватившее московских евреев после Шестидневной войны. Подобное происходило тогда и в Земле Израиля: массы евреев устремились к Западной стене Храма (Стене плача), и такое настроение царило не только в Израиле, но и во всем мире, и многие евреи вернулись к своему еврейству. (Кстати, факт того массового паломничества евреев к Западной стене невозможно объяснить логически. Почему возник этот поток евреев, которые ничего не знали о своем еврействе? Что значила для них святость этого места —Западной стены Храма? Внутренняя причина — стремление ко Всевышнему. Душа ощущала, что это место Храма —место Б-жест­вен­ного присутствия, которое не исчезло даже после разрушения Храма, и поэтому они стремились туда.)

«Многие годы я спрашивал себя, — продолжил профессор свои воспоминания о праздновании Симхат Тора в тот год, — почему мы так кричали в тот праздник, ведь мы даже не умели читать Тору в подлиннике?» Сейчас он понимает, почему. Это был внутренний крик души безо всякого объяснения. Это было раскрытием еврейской сущности, которая прорвалась и выразилась в крике.

Читателю, наверное, будет интересно больше узнать об этом человеке. Собеседником автора книги был профессор математики Гарвардского университета Давид Каждан, имя которого было хорошо известно среди московских евреев, искавших в 70-х годах прошлого столетия путь к духовному наследию своих предков. Сейчас он является также профессором Иерусалимского университета, совмещая научную деятельность с изучением и преподаванием Торы.

В годы, когда еврейство преследовалось и любое знакомство с богатством еврейской мысли требовало преодоления немалых препятствий, сущностная связь еврея с Торой раскрывалась с наибольшей силой, наподобие более острого восприятия света человеком, привыкшим к темноте. Те времена прошли, и надо благодарить Б-га, что они позади. Сейчас у каждого, стоит захотеть, есть возможность изучать Тору: повсеместно существуют еврейские общины, центры еврейского образования, немало книг переведено на русский язык. Но пробудить сущностную связь души со Всевышним иногда сложнее, чем в те тяжелые времена.

И все-таки в осенние еврейские праздники у каждого есть возможность проявить свою связь с Торой, нужно лишь попробовать.

Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Как Симхат Тора достигла такой популярности?

Скорее всего, уже в XII веке в европейских общинах начали читать первые стихи Бытия (наизусть или со страниц книги, но не по свитку), чтобы продемонстрировать свою любовь к Торе и готовность изучать ее заново. Тогда же в качестве афтары выбрали начало книги Иисуса Навина — чтобы намекнуть на продолжение библейского повествования и подчеркнуть значимость остальных частей Танаха. На мой взгляд, эти позднейшие добавления стихов из книг Бытия и Иисуса Навина свидетельствуют о том, как чествование Торы стало главным содержанием этого праздника.

Симхат Тора – история праздника Торы как история Торы

Если спросить московского еврея, который помнит советские времена, в чем уникальность праздника Симхат Тора, то, скорее всего, в ответ мы услышим примерно следующее: «Это был единственный день в году, когда власти разрешали нам публично выражать свое еврейство и когда многие из нас не боялись это делать». И действительно, начиная с конца 1950‑х, тысячи людей, весь год почти не вспоминавших о своем еврействе, именно в этот день заполняли немногочисленные оставшиеся синагоги, чтобы увидеть торжественное шествие со свитками Торы и потанцевать вместе с другими евреями.

Учение Хабад. Пурим

Человек не только понимает разумом и чувствует сердцем святость и противоположную ей низость, но и осознает все это той частью души, которая выше сознания, — своей сущностной связью со Всевышним.Тогда и раскрывается, что смысл слов «проклят Ѓаман и благословен Мордехай» основывается не только на знании, но исходит из глубины души. В этом и заключается уникальное духовное служение еврея в Пурим.