Нетаньяху может сформировать правительство, заявил спикер Кнессета
Новая коалиция проведет 29 декабря специальное заседание Кнессета, чтобы утвердить новое правительство, официально объявил спикер Кнессета и депутат от «Ликуда» Ярив Левин на заседании Кнессета 26 декабря, пишет журналист «The Jerusalem Post» Элиав Бройер.
Левин заявил на заседании, что председателю «Ликуда», депутату Кнессета Биньямину Нетаньяху удалось сформировать правительство.
Это заявление было сделано после того, как Нетаньяху поздно вечером 21 декабря позвонил президенту Ицхаку Герцогу.
Поскольку ожидается, что спикер Кнессета Ярив Левин подаст в отставку, чтобы занять пост министра юстиции, 29 декабря также будет проведено голосование по кандидатуре нового спикера.
Полностью подписанные коалиционные соглашения должны быть представлены в Кнессет как минимум за 24 часа до ратификационной сессии. Это означает, что Нетаньяху должен будет внести их к 11:00 28 декабря.
Нетаньяху еще не опубликовал полностью подписанное соглашение ни с одной из партий, кроме соглашения с партией «Объединенный иудаизм Торы», которое было подписано только его хасидской фракцией «Агудат Исраэль».
Две фракции UTJ спорят из-за места Гольдкнопфа в Кабинете министров
Литовская фракция UTJ «Дегель ха-Тора», как сообщается, изменила курс вечером 21 декабря и потребовала вновь открыть переговоры, якобы потому, что они не дали согласия на то, чтобы председатель «Агудат Исраэль», депутат Кнессета Ицхак Гольдкнопф вошел в Кабинет национальной безопасности.
Кабинет национальной безопасности принимает решения о жизни и смерти, а это запрещено галахой, утверждает «Дегель ха-Тора».
Однако «Агудат Исраэль» утверждал, что это была всего лишь уловка и что настоящий раскол был связан с чем-то совершенно другим — с деньгами.
Коалиционное соглашение с UTJ включает пункт, который отменяет реформу кошерных мобильных телефонов, проводимую уходящим министром связи Йоазом Хенделем, и возвращает специальному совету харедим контроль над определенными номерами мобильных телефонов, которые гарантированно являются «кошерными», что позволяет им контролировать, действительно ли их избиратели использовали «кошерные» телефоны.
Однако «Дегель ха-Тора» требует, чтобы помимо отмены реформы в коалиционное соглашение был включен пункт, который позволит сформировать отдельный раввинский комитет с той же целью. Этот комитет будет немного более снисходительным и может разрешить использование определенных моделей мобильных телефонов, которые не разрешал прежний совет.
Это позволило бы бизнесменам – харедим продавать эти модели с прибылью. Правнук духовного лидера «Дегель ха-Тора» раввина Гершона Эдельштейна, Мотти Пели, якобы 21 декабря позвонил лидеру «Дегель ха-Тора» Моше Гафни и потребовал, чтобы Гафни не подписывал соглашение, если не будет выполнено требование о новом совете. По словам «Агудат Исраэль», Пели — бизнесмен, и он может быть связан с людьми, которые хотят получать от этого прибыль.
Обсуждение трех законопроектов
На заседании вечером 26 декабря начались дебаты о разделении «законопроекта Бен-Гвира» — законопроекта, который даст новому министру национальной безопасности беспрецедентный контроль над израильской полицией, — а затем окончательное голосование по двум поправкам к Основному закону о Правительстве, известных как «Закон Дери» и «Закон Смотрича». Дебаты, скорее всего, закончатся только утром 27 декабря.
Разделение «законопроекта Бен-Гвира» оставит часть законопроекта без изменений, и он, вероятно, будет принят в ближайшие дни. Однако некоторые пункты были исключены из законопроекта для дальнейшего обсуждения.
Законопроект, который будет принят на этой неделе, включает положения о подчинении израильской полиции правительству, а также о способности министра устанавливать политику и принципы в целом и конкретно в отношении расследований.
Тем не менее два других пункта — касающиеся прямого подчинения комиссара полиции министру национальной безопасности и полномочий министра вмешиваться в политику в отношении масштабов судебного разбирательства — будут продолжать обсуждаться после формирования правительства.
Компромисс по разделению законопроекта привел к редкому спору между заместителем юрисконсульта Кнессета, который курировал разбирательство в комитете, адвокатом Мири Франкель-Шор и представительницей Генерального прокурора, адвокатом Реут Гордон-Кац.
Франкель-Шор поддержала разделение законопроекта, посчитав это достойным компромиссом между Бен-Гвиром, который хотел принять законопроект полностью, и оппозицией, пытавшейся его заблокировать. Однако Гордон-Кац заметила, что уступки в отношении той части законопроекта, которая должна была стать законом, по-прежнему проблематичны и не обеспечивают должного баланса между властью министра и независимостью полиции.
Председатель комитета, член парламента от «Ликуда» Офир Кац, обвинил Генеральную прокуратуру в том, что она «немедленно противодействует каждому предложению», а также в том, что она высказала свое мнение, основываясь на личности автора предложения, а не на самом законопроекте.
Намерение «Закона Дери» состоит в том, чтобы позволить председателю ШАС депутату Арье Дери стать министром. Согласно коалиционным соглашениям, Дери должен стать им, несмотря на его осуждение в январе за налоговые правонарушения и последующий условный тюремный срок. Дери подал в отставку из Кнессета до того, как суд определил, включали ли его действия моральную распущенность, из-за которой он не мог бы занимать пост министра в течение семи лет.
Согласно закону в его нынешнем виде, решение о моральной распущенности должно быть принято председателем Центральной избирательной комиссии, судьей Верховного суда Ицхаком Амитом. Однако будущая коалиция теперь будет блокировать решение Амита, изменив закон, чтобы он применялся только к фактическим, а не к условным приговорам к тюремному заключению.
Движение за качественное правительство в Израиле заявило, что ожидаемое назначение Дери нанесет «серьезный ущерб моральной целостности и общественному доверию к избранным должностным лицам» и будет «запятнано коррупцией и недобросовестностью, неразумностью и крайней непропорциональностью».
Закон Смотрича позволяет занимать должность младшего министра в министерстве. Цель закона – предоставить председателю RZP депутату Кнессета Бецалелю Смотричу должность министра в Министерстве обороны, контролирующего Координатора деятельности правительства на территориях (COGAT) и Гражданскую администрацию.