Новости

Бывшая секретарша коменданта концлагеря осуждена на потенциально последнем в истории процессе по делу о Холокосте

21 декабря 2022, 10:00 Германия
Поделиться

Немецкий суд 20 декабря приговорил к двум годам лишения свободы условно 97-летнюю бывшую секретаршу коменданта нацистского концлагеря за соучастие в убийстве более 10000 человек, пишет журналистка AFP Селен Ле Приу.

На одном из последних процессов по делу о Холокосте в стране председательствующий судья Доминик Гросс зачитал приговор подсудимой Ирмгард Фурхнер за ее роль в том, что прокуроры назвали «жестоким и злонамеренным убийством» заключенных в лагере Штуттгоф в оккупированной Польше.

Фурхнер сидела в инвалидном кресле в зале суда, одетая в белую шапочку и медицинскую маску, когда зачитывался вердикт, признающий ее виновной в тысячах эпизодов соучастия в убийстве.

Она была первой женщиной за последние десятилетия, которую судили в Германии за преступления нацистской эпохи.

Обвиняемая выразила сожаление, когда судебный процесс в этом месяце подошел к концу, впервые нарушив свое молчание по поводу обвинений.

«Я сожалею обо всем, что произошло», – заявила она региональному суду в северном городе Итцехо.

Она пыталась скрыться в сентябре 2021 года, когда судебное разбирательство должно было начаться, сбежав из дома престарелых, где она живет.

Фурхнер удалось скрываться от полиции в течение нескольких часов, прежде чем ее задержали в соседнем городе Гамбург и продержали под стражей в течение пяти дней.

Ее адвокаты требовали ее оправдания, заявив, что доказательства, представленные в ходе судебного разбирательства, «не доказали без сомнения», что она знала об убийствах.

«Последний в своем роде»

Обвиняемая была подростком, когда были совершены преступления, и поэтому ее судили в суде по делам несовершеннолетних.

По оценкам прокуратуры, в лагере близ сегодняшнего Гданьска погибло 65000 человек, включая «заключенных-евреев, польских партизан и советских военнопленных».

С июня 1943 по апрель 1945 года Фурхнер работала в кабинете начальника лагеря Пауля Вернера Хоппе.

Согласно возбужденному против нее делу, она печатала под диктовку приказы офицера СС и обрабатывала его корреспонденцию.

Государственный обвинитель Макси Ванцен в конце прошлого месяца попросила судей приговорить ее к двум годам условно – максимально возможному срок без реального тюремного заключения.

«Это судебное разбирательство имеет выдающееся историческое значение», – заявила Ванцен, добавив, что оно «потенциально, из-за течения времени, может быть последним в своем роде».

Фурхнер бесстрастно сидела в инвалидном кресле на протяжении всего процесса, в ходе которого несколько выживших в лагере Штуттгоф рассказывали о своих страданиях.

Ванцен поблагодарила свидетелей, многие из которых также выступали в качестве соистцов, заявив, что они рассказали об «абсолютном аде» в лагере.

«Они чувствуют, что это их долг, даже несмотря на то, что им приходилось снова и снова чувствовать боль, чтобы выполнить его», – заметила она.

Время на исходе

Прокурор заявил судьям, что канцелярская работа обвиняемой «обеспечивала бесперебойную работу лагеря» и давала ей «информацию обо всех происшествиях в Штуттгофе».

Более того, по ее словам, «опасные для жизни условия», такие как нехватка продовольствия и воды и распространение смертельных болезней, включая тиф, намеренно поддерживались.

Хотя ужасные условия и каторжный труд в лагере унесли большинство жизней, нацисты также использовали газовые камеры и помещения для расстрелов, чтобы уничтожить сотни людей, признанных непригодными к труду.

Ванцен заявила, что, несмотря на преклонный возраст подсудимой, «сегодня все еще важно провести такой судебный процесс» и завершить исторический отчет по мере того, как выжившие умирают.

Семьдесят семь лет спустя после окончания Второй мировой войны истекает время для привлечения к ответственности преступников, связанных с Холокостом.

В последние годы несколько дел были прекращены из-за того, что обвиняемые умерли или физически не могли предстать перед судом.

Обвинительный приговор, вынесенный в 2011 году бывшему охраннику концлагеря Джону Демьянюку на том основании, что он служил частью гитлеровской машины убийства, создал правовой прецедент и проложил путь для нескольких судебных процессов.

С тех пор суды вынесли несколько обвинительных приговоров на этих основаниях, а не за убийства или зверства, непосредственно связанные с отдельными обвиняемыми.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции