Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 14 сентября 2022
Поделиться

Я уверен, что уже говорил Вам, насколько важно для человека в полной мере использовать те преимущества, которые дает ему молодость — время, когда закладывается фундамент всей его дальнейшей жизни. Именно в юные годы еврею необходима максимальная духовная стабильность, которая позволит ему в дальнейшем успешно противостоять влиянию нееврейского окружения. Особенно стоит помнить об этом в свете того, что, как Вам известно, евреи вообще и евреи Торы в частности столь малочисленны в мире.

Независимо от своего географического местоположения, как в диаспоре, так и в Стране Израиля, каждый еврейский юноша обязан получить самое лучшее еврейское образование, которое он способен найти в своей округе, — я имею в виду образование, максимально прикрепляющее его к Торе и заповедям, о которых сказано: «Это жизнь твоя и долгота дней твоих» Дварим, 30:20. См. также второе благословение вечерней молитвы: «И потому, Г‑сподь, Б‑г наш, ложась и вставая, будем вести беседы о законах Твоих и радоваться словам Твоей Торы и заповедям Твоим. Ибо в них — жизнь наша, и о них будем размышлять днем и ночью».
. Более того, это соображение должно стоять во главе угла в любой нашей сфере деятельности, ибо, чем бы ни занимался представитель нашего народа, он неукоснительно должен следовать двум основным предписаниям: «На всех путях твоих познавай Его» Мишлей, 3:6.
и «Пусть все дела твои будут во имя Небес» Авот, 2:17.
.

Это общее положение, касающееся всей еврейской молодежи. А если мы вспомним, что речь идет о юной девушке, которой предуготовлена великая возвышенная миссия — стать хранительницей еврейского очага, то есть фигурой, от которой будет зависеть жизнь и атмосфера всего ее дома, а также духовный облик всех ее потомков, — итак, если мы будем помнить об этих факторах, то мы поймем, что для будущей матери и жены высказанные мной соображения приобретают первостепенное значение.

Итак, каждый дополнительный шаг, развивающий и укрепляющий в Вас еврейское самосознание и богобоязненность, оказывает колоссальное влияние на всех Ваших домочадцев, а также на будущих детей и внуков — отныне и до конца времен. И теперь, положа руку на сердце, попытайтесь ответить честно самой себе: какое значение могут иметь личные трудности на фоне столь огромных бесконечных благ?..

Что же касается выбора учебного заведения, я уверен, что у Вашего отца, как и у Вас, есть достаточно информации о наиболее подходящих, и Вам будет нетрудно сделать правильный выбор.

5 тевета 5739 (4 января 1979)

Занятия в хабадской школе. для девочек в Великобритании. 1960‑е

Я получил Ваше письмо, где Вы пишете о разных вариантах, касающихся Ваших планов на ближайшее будущее. Судя по тому, что Вы пишете, кажется очевидным, что приоритетным является Ваше дальнейшее пребывание в «Оэль Хана» Женское религиозное учебное заведение в Мельбурне, Австралия.
.

Я уверен, что Вы слышали о начавшейся недавно кампании, призванной побудить девушек накануне свадьбы, а также совсем маленьких девочек, едва достигших «возраста воспитания» Возраст, когда маленький ребенок уже достаточно разумен, чтобы начать приучать его к соблюдению заповедей.
, зажигать свечи накануне суббот и праздников. Это та область, где девочкам легче повлиять на своих подруг и где они могут достичь большего, чем взрослые. Я уверен, что и Вы, и Ваши подруги очень активны в этом направлении.

30 тишрея, новомесячье хешвана 5735 (16 октября 1974)

 

Вы пишете, что Вас пригласили на встречу лидеров, чтобы поручить Вам новую группу девочек, хотя Вам самой исполнилось тринадцать только в кислеве.

Как Вы, безусловно, знаете, согласно закону Торы, еврейские девочки достигают зрелости раньше мальчиков и становятся обязанными соблюдать заповеди на год раньше них, в двенадцать лет. Соответственно, в кислеве Вы стали полноправной еврейкой, а одна из заповедей, которые Вы, как и все евреи, должны теперь соблюдать, является заповедь любить ближнего, как самого себя См. Рамбам, Книга Заповедей, Повелевающие заповеди, 206: «206‑я заповедь — повеление любить друг друга, как мы любим самих себя: любить и жалеть других, их имущество и все, что им дорого, в той же степени, в которой мы любим и жалеем самих себя и свое имущество. И всего того, что мы желаем для себя, желать для них в той же степени; и всего того, что мы не желаем себе или же своим друзьям, точно так же не желать для других. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Люби ближнего своего, как самого себя” (Ваикра, 19:18)». . Это означает, что Ваш приятный долг — приблизить других еврейских детей к их Отцу Небесному.

20 хешвана 5726 (15 ноября 1965)

 

Я был несколько удивлен тоном Вашего письма Корреспондентка Ребе, Ривка Сасонкина, в то время семнадцатилетняя девушка, работала в детском саду в Милане, куда она отправилась по указанию Ребе, чтобы помочь своей сестре, жене тамошнего посланника. Работа без выходных параллельно с изучением итальянского языка вызвала у девушки переутомление и легкую депрессию, на которые она пожаловалась Ребе, возможно надеясь, что он разрешит ей вернуться в США.
. Вы, несомненно, изучали книги по еврейской этике и особенно по учению хасидизма, где разъясняется, что тактика дурного начала — напустить на еврея дух уныния, отчаяния и неверия в себя, чтобы тем самым помешать ему исполнить свое Б‑жественное предназначение. Именно это произошло в Вашем случае, и я удивлен, как Вы сами этого не поняли.

Вам, несомненно, известны слова Бааль‑Шем‑Това о том, что душа спускается в мир и живет на земле семьдесят‑восемьдесят лет См.: Теилим, 90:10.
ради одной‑единственной цели: оказать другому еврею хотя бы одну услугу, будь то в материальном или духовном плане. Иными словами, еврейской душе стоит совершить столь грандиозное путешествие и спуститься с неба на землю только ради того, чтобы оказать услугу одному еврею. В Вашем случае Ваше путешествие было всего лишь из США в Милан — это невозможно сравнить с путешествием души с небес на землю. Кроме того, невзирая на весь Ваш пессимизм, даже дурное начало не будет спорить, что Вы сделали не одно, но великое множество добрых дел, так что даже одной Вашей работы с детьми в детском саду будет достаточно, чтобы оправдать всю Вашу поездку…

Что же касается того, что, как Вы пишете, Ваша работа, по‑видимому, никого не интересует, — Вы, безусловно, не станете отрицать, что Б‑г, Чье Провидение распространяется на всех, знает и очень интересуется всем, что Вы делаете… Кроме того, думаю, мне не нужно объяснять Вам, что и я тоже интересуюсь Вашей работой.

Если же Вам кажется, что вся ответственность возложена на Ваши плечи, то, безусловно, это означает только то, что на Вас полагаются. И если Вас послали в Милан, то, несомненно, у Вас есть способности, профессиональная подготовка и инициатива, то есть все необходимые качества, чтобы справиться со своей работой без того, чтобы Вас понукали.

Поскольку мы сотворены не ангелами без дурного начала, но людьми из плоти и крови, всем нам свойственно иногда впадать в уныние. Если Вы чувствуете соответствующий настрой, не пытайтесь это скрывать. Наши мудрецы говорили, что, когда человек ощущает беспокойство, он должен поделиться с другими, поскольку «выпустить пар наружу» — уже облегчение. Также нужно помнить, что Алтер Ребе однозначно постановил в «Законах изучения Торы», что тот, кто учит детей, должен тщательно заботиться о своем здоровье, поскольку от этого непосредственно зависит успешность его работы «Не следует учителю ночью бодрствовать чрезмерно, чтобы не быть усталым днем во время уроков. Также не следует учителю ограничивать себя в пище и питье и тем более не следует поститься в целях самоистязания. Не следует также чрезмерно есть и пить, потому что это тоже отражается на качестве преподавания. Всякий, кто нарушает эти требования, лишается должности, его увольняют без предупреждения, ибо он уже предупрежден законом Торы» (Законы изучения Торы, 1:12).
. Поэтому я уверен, что Вы следите за правильным отдыхом, питанием и т. д. Получив это письмо, Ривка Сасонкина не только не ушла с работы, но проработала в учебно‑воспитательных институтах Хабада еще сорок три года.

Без даты

Мадриха ведет урок в летнем лагере «Ор Авнер» в Самаре

Что касается вопроса о том, какое произношение — сефардское или ашкеназское — Вам следует предпочесть Вопрос о произношении встал со всей остротой в тот момент, когда в Израиле в качестве нормативного укоренилось сефардское произношение, и многие религиозные сионисты, выходцы из Европы, отказались от ашкеназского произношения не только в быту, но и в богослужении.
, Вы, безусловно, знаете, что существует еще йеменское произношение и ряд других. Приверженцы каждого из них, безусловно, утверждают, что именно их произношение является наиболее правильным. Следует признать, что в наши дни все более популярным становится мнение, что ашкеназское произношение является более аутентичным, чем сефардское. Как бы то ни было, если Вы хотите знать мое мнение, с каким произношением молиться именно Вам, я отвечу, что Вам не следует смешивать произношения, по крайней мере в одной молитве, а еще лучше в течение одного дня.

Зная силу привычки, а также учитывая, что молитва требует сосредоточенности и постоянства, для каждого еврея будет правильным приучить себя к какому‑то одному произношению и следовать ему, по крайней мере в молитвах.

26 нисана 5729 (14 апреля 1969)

 

Вы пишете, что Вам часто задают вопросы, касающиеся иудаизма, а также приводите причины, почему порой подумываете о том, чтобы начать жить согласно Торе и заповедям. Вы спрашиваете, что отвечать и как вести себя в такой ситуации.

В принципе, не следует ввязываться в споры на эти темы вообще. И хотя, если подобные вопросы возникают, они не должны оставаться без ответа, все же Вам стоит направлять интересующихся к местному авторитетному раввину или к какому‑нибудь главе ешивы, то есть к людям, которые ежедневно занимаются Торой, где можно найти необходимые разъяснения и ответы. Поэтому объясните им одну простую вещь: каждый еврей должен соблюдать Тору и заповеди, данные нам Творцом и Владыкой вселенной. Если же соблюдение сопряжено с трудностями и требует усилий, то об этом сказано: «Ибо испытывает вас Г‑сподь, Б‑г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г‑спода, Б‑га вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею» Дварим, 13:4. . Иными словами, все это лишь временное испытание, и те, кто выстоит в этом испытании, удостоятся благословения Святого, благословен Он. Кроме того, Вам и самой следует начать жить и вести себя так, как подобает достойной дочери Израиля, каждая из которых названа дочерью Сары, Ривки, Рахели и Леи. Если Вы действительно этого захотите, то непременно сможете и преуспеете.

Я бы посоветовал Вам посетить школы «Бейт Ривка» и «Оалей Йосеф‑Ицхак Лейбович» в Касабланке, найти местных учительниц и поговорить с ними. Они смогут ответить Вам на все вопросы, о которых Вы пишете.

18 элуля 5718 (11 сентября 1958) 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Как яркий и сочный, но, увы, ядовитый плод смертоносен для нашего организма, так и запретное удовольствие в конечном счете неизбежно причинит вред тому, кто поддастся минутной слабости и уступит инстинкту... Соответственно, как подсказывает здравый смысл, поскольку Всевышний наделил человека свободой выбора между добром и злом, мы должны любить то, что является добром, и не любить то, что является злом, как сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро». Хотя в том, что является злом, могут быть определенные грани, которые могут нам нравиться, тем не менее, отличая добро от зла, мы можем принять первое и отвергнуть второе — несмотря на то что зло может явиться нам в обличье чего‑то доброго и приятного.

Благословение и мир

Брак еврейки с иноверцем является одним из величайших несчастий, причем отнюдь не только с религиозной точки зрения, и тот, кто считает, что речь идет о личном выборе человека, совершает большую ошибку. Еврейка, вознамерившаяся соединить свою судьбу с иноверцем, навлекает беду на весь еврейский народ, и важно понимать, что, с точки зрения Торы, смешанный брак является чуть ли не единственной в своем роде трагедией такого масштаба, ибо мало что может сравниться с этим прегрешением по разрушительной силе.

Благословение и мир

Пока не пришел Машиах, на земле нет ни одного человека, который был бы лишен недостатков и слабостей. И если мы не хотим, чтобы нам самим постоянно указывали на наши слабости, то, соответственно, и нам с Вами не следует подчеркивать и преувеличивать слабости окружающих. Это касается любых отношений, и прежде всего — отношений между мужем и женой.