Клезмерская и трансильванская музыка встречаются в «волшебном миксе» скрипачки Зои Аква
До Холокоста в Клуже, неофициальной столице Трансильвании, 13% населения составляли евреев — примерно столько же, сколько сегодня в Нью-Йорке, пишет журналистка «New York Jewish Week» Джулия Гергели.
«Сейчас я думаю о Нью-Йорке как о месте, очень похожем на еврейское, а там всего 13% населения – евреи», — говорит скрипачка и композитор Зои Аква. «Евреи в Трансильвании исторически говорили на венгерском языке, так что вы необязательно шли по улице и слышали идиш, но в городе присутствовали евреи, и это было частью культуры», как и в современном Нью-Йорке. Такого рода связи — между культурами Восточной Европы и между еврейскими общинами тогда и сейчас — вдохновили Акву на первый сольный альбом оригинальных композиций. «In Vald Arayn» («В лесу»), который выйдет 1 сентября, он отражает погружение Аквы в трансильванскую народную музыку в Клуже, Румыния, где она живет до весны 2023 года, получив исследовательский грант Фонда Фулбрайта.
В частности, она изучает, как из поколения в поколение передаются музыкальные народные традиции. 32-летняя Аква была одним из основателей «Цибеле», группы из пяти человек, возглавляемой женщинами, квир-музыкантами и небинарными музыкантами, и выпустила альбом «In Droysn iz Finster» («Снаружи темно») в 2017 году. В следующем году в составе из клезмерского дуэта «Farnahkt» с аккордеонистом Маттиасом Кауфманном она выпустила альбом «Ultraviolet». Она выступала с «Достопочтенным Менчем» Михаэля Винограда и в качестве дублера-скрипачи в шоу «Неприличное» на Бродвее.
И хотя Аква уже почти десять лет работает композитором, педагогом и скрипачкой в клезмерском пространстве, она не решается назвать свой грядущий альбом исключительно клезмерским и объясняет, что на него также повлияла трансильванская народная музыка. Название альбома само по себе является игрой с названием Трансильвания, что в переводе с латыни означает «за лесом». Хотя все 11 песен для альбома были написаны Аквой, она сотрудничала с местными венгерскими и трансильванскими музыкантами — Аттилой Фенивеси, Ласло Жикаем и Гергели Реманом, — которые представили такие инструменты, как цимбал и бракса (похож на альт), обычно не встречающийся у североамериканских клезмеров.
Сестра Аквы, Энни, тоже скрипачка, аккомпанирует ей на многих треках. «Я очень рада, что американская публика услышит звук этого трансильванского струнного оркестра, потому что, особенно для клезмерской публики, он немного отличается от того, что мы обычно слышим, как в смысле ритма, так и с точки зрения используемых инструментов, — рассказала Аква «New York Jewish Week» во время интервью по «Zoom». Аква изучает необязательно еврейскую музыку, но в ней есть еврейский элемент, один из давних, основанных на общине традиций. «Основная причина, по которой я хотела поехать в Трансильванию, заключается в том, что там все еще есть эти непрерывные музыкальные линии. И люди из этих музыкальных семей, которые учились от отца к сыну из поколения в поколение», — объяснила Аква. «Раньше у нас были такие же музыкальные семьи в клезмерской музыке, особенно в Восточной Европе».
Аква заявила, что трансильванская музыка, которую она изучает в Клуже, не так сильно пересекается с клезмерскими мелодиями, как другие народные мелодии в других регионах Восточной Европы. Она планирует использовать свой следующий год исследований, чтобы изучить, особенно с музыкантами старшего возраста, все еще живущими в Клуже, как на них и традиции их семей повлияли еврейские музыканты.
Сам Нью-Йорк переживает последнее возрождение клезмера, говорит Аква, которая прожила в Нью-Йорке девять лет, прежде чем переехать в Румынию. «Хорошо быть в Нью-Йорке, если вы интересуетесь клезмером, потому что есть критическая масса людей, которым это интересно. Есть инструменталисты, есть люди, которые интересуются идишским танцем, языком идиш и пением на идиш». В это возрождение включен музыкальный лейбл «Borscht Beat», который выпускает ее альбом. Лейбл, основанный ранее в этом году бруклинцем Аароном Бендичем, развивает современную еврейскую, идишскую и клезмерскую музыку.
Бендич подчеркивает, что видит свою роль в продолжении музыкальной традиции, а не в ее возрождении. «In Vald Arayn» — четвертый альбом лейбла. «Меня очень взволновала эта волшебная смесь новизны и старины, прошлого и настоящего», — рассказал Бендич в интервью «New York Jewish Week». «Это действительно уникальный альбом. Все композиции совершенно новые, оригинальные и от Зои, но звучат они настолько аутентично, традиционно, как будто они родом из еврейской Трансильвании 100 лет назад». Аква также принимает участие в движении за диверсификацию и обновление клезмерской музыки. Она преподает клезмерскую музыку в Бруклинской консерватории.
Во время интервью Аква была на мероприятии «Klezkanada», расположенной в Монреале организации, которая развивает еврейское искусство и искусство на идиш, и где она проводит семинары в течение недели. «Старозаветная клезмерская музыка, особенно в Европе, была полностью мужской», — объяснила Аква. «Мы восстанавливаем здесь сцену, которая во многом была разорванной цепочкой передачи. Теперь мы можем сделать выбор в отношении того, как мы хотим сделать эту сцену более инклюзивной и вовлечь в нее больше женщин и гендерно неконформных людей, и не только вовлечь их, но и позволить им быть лидерами». Аква заметила, что ей очень интересно узнать, что слушатели вынесут из ее альбома и какую связь они почувствуют с идишскими, клезмерскими, хасидскими, венгерскими и румынскими влияниями, которые она «смешала». Часть ответа пришла на прошлой неделе во время ретрита «Klezkanada» этим летом в Квебеке. Когда Аква анонсировала альбом во время ночной сессии, «люди танцевали», — рассказала она.