Новая выставка о Фрэнке Озе раскрывает семейную историю бегства от нацистов одного из создателей «Маппетов»
Персонажи мастера-кукловода и режиссера Фрэнка Оза любимы во всем мире, пишет журналист «The Times of Israel» Рич Тенрио.
Многие из них, в том числе «Мисс Пигги» и «Медвежонок Фоззи», появились благодаря его сотрудничеству с покойным Джимом Хенсоном в телевизионных программах, таких как «Улица Сезам» и «Маппет-шоу». Еще один персонаж Оза также стал культурной иконой: Йода, вклад Оза во франшизу Джорджа Лукаса «Звездные войны». Но есть и менее известная сторона прошлого Оза.
Франк Ознович родился в 1944 году и вырос в семье бельгийских кукольников. Его родители, еврей Исидор «Майк» Ознович, и католичка Фрэнсис Ознович, использовали куклы, чтобы высмеивать Гитлера перед Второй мировой войной. После немецкого вторжения в Нидерланды в 1940 году Майк и Фрэнсис покинули свой родной город Антверпен. Затем последовал путь беженцев с остановками в Биаррице, Касабланке, Лиссабоне и Соединенном Королевстве, где родился Оз, а затем послевоенное возвращение в Бельгию, где он прожил пока ему не исполнилось пять лет, а затем переезд в Калифорнию. Теперь эта семейная история демонстрируется на нетрадиционной выставке в Современном еврейском музее (CJM) в Сан-Франциско.
«Оз для Озновича» дебютировала в CJM 21 июля и продлится до ноября. Ее визитной карточкой является марионетка, изображающая Гитлера. У куклы, созданной Майком Озновичем, есть собственная историю спасения во время Второй мировой войны. Она впервые выставлена на всеобщее обозрение, как и многие другие марионетки, созданные родителями Оза в годы, предшествовавшие Второй мировой войне. «Эти марионетки занимают особое место в истории моей семьи», — говорится в заявлении Оза. «Я так счастлив наконец-то поделиться ими публично и почтить вдохновляющую историю моих родителей и истории всех беженцев. Эта выставка также отмечает их вклад в то, кем я являюсь сегодня».
Оз не был предрасположен пойти по стопам родителей — изначально он хотел быть журналистом. Но, когда он был еще подростком, он стал учеником в «Детской сказочной стране», старейшем сохранившемся кукольном театре в Соединенных Штатах. Благодаря своей работе там он в конечном итоге сошелся с Хенсоном, положив начало незабываемому партнерству. На пути к славе он взял себе псевдоним «Оз», хотя официально он остается Фрэнком Озновичем.
«Фрэнк Оз был основным творческим партнером Джима Хенсона, создавая таких культовых персонажей, как Куки-Монстр, Гроувер, Берт, Мисс Пигги и Медвежонок Фоззи», — заявила заместитель директора нью-йоркского Музея движущегося изображения по кураторским вопросам и куратор передвижной выставки Хенсона, которая также находится в CJM и проходит одновременно с выставкой Оза до 14 августа Барбара Миллер. После своего первоначального успеха в качестве кукловода Оз принял участие во многих других проектах в качестве актера и режиссера. Миллер отметила, что партнерство Оза и Хенсона включало в себя два фильма начала 80-х, снятые Озом: «Темный кристалл» и «Маппеты захватывают Манхеттен». Оз также стал режиссером комедий «Магазинчик ужасов», «Отпетые мошенники», «А как же Боб?» и «Смерть на похоронах». Его последний проект «Само по себе» теперь доступен на «Hulu».
«Комедийная творческая химия между Озом и Хенсоном была определяющим элементом их карьеры», — заметила Миллер. Персонажи Оза из «Улицы Сезам» находят особенный отклик у старшего куратора CJM Хайди Раббен, которая, как и многие другие в Америке, выросла, регулярно наблюдая за ними. «К Фрэнку пришло так много персонажей», — заметила Раббен. «Они были инь для ян Хенсона… Мисс Пигги и Фоззи были чем-то вроде помехи для персонажа Джима Хенсона, лягушонка Кермита. Берт Фрэнка всегда был контрастом с Эрни (Хенсона)». Есть еще один урок, который она извлекает из этого. «Они были очень противоречивыми персонажами — любовь и дружба, но также и напряженность», — рассказала Раббен. «Это показывает, что в отношениях есть конфликт, но вы справляетесь с ним. Вы находите любовь и радость через различия и сосуществование».
Редкий взгляд на художественное сопротивление нацистам
Идея «Оза для Озновича» возникла в начале этого года, когда CJM приветствовал передвижную выставку «Выставка Джима Хенсона: безграничное воображение» из Музея движущегося изображения. Хотя Хенсон не был евреем, двумя его ближайшими соратниками были Оз и Джерри Джул, оба выросли в области залива Сан-Франциско. Раббен спросила Карен Фальк, главу архива Джима Хенсона, знает ли она какие-нибудь еврейские истории, связанные с Озом или Джулом. Фальк упомянул марионетку Гитлера и связал Раббена с Озом. Он предложил для выставки марионетку, а также домашнюю видеозапись, на которой он берет интервью у своего отца о том, как семья стала беженцами во время Второй мировой войны.
«Конечно, я сказала «да», — вспоминает Раббен. Она охарактеризовала марионетку Гитлера как особенно неизвестную историю. «Очень мало было сказано или написано об этой марионетке, — сказал Раббен. «Было, может быть, две статьи… в которых это упоминалось ранее, но не было фотографий и было очень мало информации». По соображениям конфиденциальности посетители заранее информируются об артефакте в аннотации: «Эта выставка содержит марионетку Адольфа Гитлера, которая может вызвать беспокойство у некоторых зрителей. Мы намерены показать эти объекты, чтобы пролить свет на историю художественного сопротивления, связанного с Холокостом. Делясь предметами и историями из первых рук, которые побуждают к разговору и размышлению, мы надеемся способствовать распространению информации о Холокосте и извлечению уроков из него для борьбы с антисемитизмом, ненавистью и авторитаризмом сегодня».
Майк Ознович создал марионетку, а Фрэнсис Ознович вручную сшила для нее одежду. Так было и с другими марионетками на выставке. «Это тема кабаре», — рассказала Раббен об этих марионетках. «Многие носят одинаковые белые смокинги. Они своего рода участники группы. У солистки красивое атласное красное платье». И, по ее словам, «марионетку Гитлера сопровождают семь голов марионеток — вероятно, карикатуры на другие фигуры. Мы не знаем, являются ли какие-либо из них прямыми карикатурами на других политических деятелей или людей, которых они знали в то время. Они сделаны вручную, это действительно красиво сделанные семейные реликвии».
В Антверпене Майк работал специалистом по отделке окон и вывесок, владел магазином спортивных товаров; Фрэнсис была портнихой и бывшим кутюрье. Оба стали кукольниками-любителями, а Майк научился этому ремеслу у своего отца, столяра. Целью марионетки, изображавшей Гитлера, было высмеять фюрера во время консолидации его власти в конце 1930-х годов. К 1940 году нацистская Германия стала гораздо больше, чем отдаленной угрозой для Озновичей после того, как люфтваффе разбомбили Антверпен. Майк и Фрэнсис сбежали, закопав марионетку Гитлера после того, как мать Фрэнсис выразила обеспокоенность по поводу ее возможного обнаружения, если пара будет задержана нацистами в пути. На домашней видеозаписи, которой уже почти 50 лет, Майк Ознович размышляет о побеге, который проходил без всякого плана. «Ты знаешь, это был просто вопрос выживания», — рассказал он в стенограмме, предоставленной «The Times of Israel». «Мы даже не знали, куда едем».
В то время ни один из троих детей пары — Рональд, Фрэнк и Дженни — еще не родился. Майк и Фрэнсис отправились на юг Франции с группой голландских евреев. Они добрались до портового города Биарриц, где двум парам, в том числе Майку и Фрэнсис, изначально было отказано в выезде из Франции, потому что они были бездетны. Впоследствии Майк убедил власти отправить себя, свою жену и другую пару на корабль в Касабланку. В знаменитом марокканском порту Майк и Фрэнсис несколько недель находились в концентрационном лагере. В конце концов, виза позволила им оставаться в Северной Африке в течение 11 месяцев. Затем они отправились в Лиссабон, где Майк получил предложение от британского правительства присоединиться к антифашистскому воинскому подразделению под названием «Голландская бригада».
Майк согласился и отправился в Великобританию на обучение. В конце концов Фрэнсис присоединилась к своему мужу в Великобритании, где родились Рональд и Фрэнк. В видеозаписи Майк признался, что он был не очень хорошим солдатом, и ввязался в драку с сержантом. После войны семья вернулась в Антверпен. Невероятно, но им удалось откопать марионетку. Пять лет спустя они приехали в США.
Столпы кукольного театра
В Америке Майк, Фрэнсис и Фрэнк присоединились к местному сообществу кукловодов, в том числе в качестве учредителей Гильдии кукловодов области залива Сан-Франциско. Марионетки Озновича были давней достопримечательностью национального парка Йосемити. «Майк и Фрэнсис были столпами кукольного театра на национальном и международном уровнях», — написали Лэтти Коннелл Шуберт и Рэндал Дж. Мец в статье на сайте гильдии, в которой упоминаются марионетки Озновича, а также уроки кукольного костюма Фрэнсис и сын пары и будущая звезда, Фрэнки. «Именно благодаря моим родителям, — отметил Оз в своем заявлении, — я впервые познакомился с кукольным театром, и особенно важно, что этой историей поделились в CJM и в районе залива, где они были такими активными членами сообщества. И где я вырос и начал свою карьеру». Получив работу у Хенсона, Оз получил предложение от коллеги сократить свою фамилию. «Именно Дон Сахлин, один из первых создателей «Маппетов» и создателей кукол, — рассказала Раббен, — предложил Фрэнку сократить его фамилию до «Оз». Собственно, так и произошло. Но это никогда не было формальным. Это было скорее сценическое имя, никогда не документированное юридически и не измененное каким-либо образом. Он по-прежнему Фрэнк Ознович и очень гордится своей фамилией».