Благословение и мир
Вы пишете о своей дочери и о ее интересе к мальчику‑нееврею. Вы спрашиваете, что Вы можете сделать, чтобы избежать беды. Приведу несколько соображений:
1. Подумайте, какие ее подруги‑одноклассницы из числа тех, к чьему мнению она прислушивается, могли бы помочь ей передумать. Подруги, особенно ровесницы, подчас достигают большего, чем родители.
2. Поскольку члены семьи связаны друг с другом не только кровными, но также и духовными узами, то если кто‑либо из членов семьи добровольно возьмет на себя дополнительную духовную нагрузку, связанную с Торой и заповедями, это благотворно повлияет на всех и, в частности, на Вашу дочь. И здесь первостепенная роль отведена родителям: чем более богобоязненными они станут, тем больших результатов достигнут.
3. Иногда такое происходит из‑за того, что в период, предшествовавший зачатию, оба супруга не слишком скрупулезно соблюдали законы семейной чистоты. И поскольку тшува имеет свойство не только помогать людям в будущем, но и очищает их прошлое, то, коль скоро родители укрепятся в заповедях Торы, а в особенности — в законах семейной чистоты, и укрепят другие женатые еврейские пары на этом поприще, это незамедлительно скажется самым положительным образом на поведении их дочери.
(Игрот кодеш. Т. 23. С. 375–376)
Я получил письмо, в котором Вы пишете о своем младшем сыне. Учитывая всю серьезность ситуации, я уверен, что Вы не успокоитесь и не ограничитесь тем, что было сделано до сих пор, но вместе с мужем будете прилагать еще большие усилия, а также призовете на помощь всех друзей и сделаете все возможное, чтобы не допустить трагедии. Ибо когда дело касается еврейского сердца, никто не знает, когда и при каких обстоятельствах настанет момент истины .
Если я буду знать еврейские имена всех членов Вашей семьи, для которых Вы просите благословения, а также еврейские имена их матерей, я смогу помянуть их в своих молитвах.
Кроме того, мой долг сообщить Вам следующее: все члены еврейской семьи образуют единый организм, поэтому, когда один из органов дал сбой, лучше всего действовать одновременно в двух направлениях: лечить не только пораженный орган, но также параллельно укреплять другие части тела и, прежде всего, те, от которых зависит деятельность всего организма. Применяя эту аналогию к Вашей ситуации, следует помнить, что главу семейства на иврите называют хозяином дома (бааль а‑байт), а его жену, являющуюся сердцем семьи, — основой дома (акерет а‑байт). Соответственно, если родители будут ревностнее соблюдать заповеди Торы, это окажет благотворное влияние на всех членов семьи, [которые последуют за ними] в том же направлении. Разумеется, на подобном пути могут возникнуть трудности, ибо людям придется менять, порой самым радикальным образом, свои привычки, а то и весь образ жизни. Однако, с другой стороны, если принять во внимание долговременную выгоду и, прежде всего, тот факт, что родителям, безусловно, ничто не покажется трудным, если речь идет о благе их детей, то какое значение могут иметь эти трудности, которые к тому же в большинстве случаев оказываются сильно преувеличенными?.. Как бы то ни было, еврей всегда обязан жить в соответствии с волей Всевышнего и уж тем более в тех случаях, когда ему необходимо особое Б‑жественное благословение.
Кроме того, нам обещано, что, каким бы неприглядным ни выглядело наше прошлое и настоящее, еврей всегда может начать новую жизнь, если раскается. Слово «тшува», «раскаяние», буквально означает возвращение еврея к своей природе.
25 ава 5740 (9 июля 1980)
Письма девочкам, девушкам и молодым незамужним женщинам
Вы написали, что Вам исполнилось двенадцать лет. Вы, безусловно, знаете, что с этого возраста Вы обязаны соблюдать заповеди. Наши мудрецы, благословенной памяти, говорили, что «женщинам дано больше разумения» (Вавилонский Талмуд, Нида, 45б). Поэтому еврейские девушки становятся совершеннолетними на год раньше мальчиков.
Дай Б‑г, чтобы Вы продвигались в познании и благочестивом поведении, доставляя своим родителям исключительно еврейское хасидское наслаждение.
Вы также, безусловно, постараетесь влиять на окружающих, согревая их теплом своей богобоязненности и хасидизма. Поступая таким образом, Вы, среди прочего, создадите для себя дополнительный канал и сосуд для получения благословений Всевышнего.
21 тамуза 5712 (14 июля 1952)
Вы пишете, что Вам исполнилось двенадцать лет, т. е. Вы достигли возраста религиозного совершеннолетия.
Дай Б‑г, чтобы Вы чистосердечно приняли на себя бремя Царства Небес и бремя заповедей. Желаю Вам преуспеть в учебе и в благочестии, дабы Вы сумели стать достойной преемницей наших святых учителей, Ребе Хабада, благословенной памяти. Дай Б‑г, чтобы Вы смогли соответствующим образом влиять на своих подруг — беседуя с ними и в первую очередь являя собой живое воплощение дочери Израиля, воспитанной в соответствии с хасидской традицией. Все это принесет Вам счастье как в материальном, так и в духовном плане.
6 тишрея 5742 (4 октября 1981)
Я получил Ваше письмо, в котором Вы задали несколько вопросов, касающихся Торы и иудаизма.
В принципе, подобные темы следует обсуждать со своим учителем или раввином Вашей общины. Но, раз Вы уже написали мне, я отвечу на первый из Ваших вопросов: является ли грехом не любить всех и должны ли мы любить все, что сотворил Всевышний.
Ответ, который дает Тора, а также подсказывает нам здравый смысл, таков: поскольку Всевышний является Творцом всего сущего, Он, безусловно, любит все Свои творения, как сказано: «И увидел Б‑г все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» .
Вместе с тем следует помнить, что все было создано ради определенной цели. Поэтому, для того чтобы стало «хорошо», все сотворенное должно выполнять свою задачу, в соответствии с замыслом Творца. К примеру, когда Б‑г сотворил все необходимое для пропитания, вместе со съедобными растениями возникли также растения, совершенно непригодные в пищу. Дело в том, что эти растения существуют не для еды, у них иное назначение: служить лекарствами, исцеляющими болезни, — если употреблять их в правильной дозировке. В результате, хотя эти растения могут быть приятны взгляду, обладать хорошим запахом и даже вкусом, есть их ввиду их ядовитости нельзя ни в коем случае, а их внешняя привлекательность служит испытанием для человека, вознамерившегося насладиться ими так, как ему вздумается.
Интересно, что эти растения нередко упоминают в качестве аналога для многочисленных искушений, которым подвергается человек на протяжении своего жизненного пути. Как яркий и сочный, но, увы, ядовитый плод смертоносен для нашего организма, так и запретное удовольствие в конечном счете неизбежно причинит вред тому, кто поддастся минутной слабости и уступит инстинкту. Классическим примером здесь, разумеется, служит история о том, как Первый человек не устоял перед запретом и отведал запретный плод, о котором в Торе сказано: «И увидела женщина, что дерево хорошо для еды, вожделенно для глаз и сулит разумение» .
Соответственно, как подсказывает здравый смысл, поскольку Всевышний наделил человека свободой выбора между добром и злом, мы должны любить то, что является добром, и не любить то, что является злом, как сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро» .
Хотя в том, что является злом, могут быть определенные грани, которые могут нам нравиться, тем не менее, отличая добро от зла, мы можем принять первое и отвергнуть второе — несмотря на то что зло может явиться нам в обличье чего‑то доброго и приятного.
Думаю, Вы понимаете, что невозможно исчерпывающим образом осветить ни эту, ни другие глобальные темы, которых Вы касаетесь в Вашем письме, заочно. Поэтому если все они Вас действительно животрепещуще интересуют, я все‑таки советую Вам обсудить их во время личной встречи со сведущим раввином.
Перейдем теперь к тому Вашему вопросу, который, по моему мнению, является главным и наиважнейшим, а также наименее теоретическим — где Вам стоит продолжить образование.
Вы, несомненно, знаете мое мнение на этот счет, тем более что я неоднократно его уже озвучивал: учебное заведение, независимо от его характера и от намерений студента, оказывает на последнего двойное влияние, как в области приобретения им новых знаний, так и во всем том, что касается морального настроя, и я могу однозначно утверждать, что уже сама духовная атмосфера, царящая в месте обучения студента, непременно повлияет на его соблюдение в ту или иную сторону — в зависимости от того, что собой это место представляет.
Очевидно, что второй аспект имеет по крайней мере не менее, а скорее всего, гораздо более фундаментальное значение, чем первый, в плане формирования внутреннего мира учащегося — особенно в наше время, когда влияние улицы, к несчастью, сугубо негативно, а дом уже давно не является эксклюзивно еврейским. Нет необходимости обсуждать факторы, приведшие нас к нынешней ситуации, — такова данность, и с ней нужно считаться.
В свете сказанного выше я совершенно убежден, что если говорить о Вашем дальнейшем обучении, то даже если Вы будете учиться недалеко, т. е. останетесь в сфере влияния Ваших замечательных родителей и живительной атмосферы Вашего дома, важно, чтобы Вы обучались в таком месте, где есть позитивное влияние Торы и заповедей. По моим сведениям, хорошее учебное заведение соответствующего уровня существует в Англии. Разумеется, если Вы планируете учиться не в Англии, я могу порекомендовать Вам что‑то другое. Все прочие учебные заведения, которые Вы упомянули, по моему мнению, Вам совершенно не подходят…
К этому я хотел бы добавить еще одно соображение, которое также представляется мне очень важным. Наши мудрецы, благословенной памяти, сказали, что все евреи — словно одна большая семья. Соответственно, личная жизнь каждого члена семьи, равно как и его карьера или выбор профессии, то, как он использует свои способности и т. д., не являются его частным делом, поскольку это в большей или меньшей степени задевает всех членов семьи, весь еврейский народ. Это всегда было так, и тем более — в наше время; и когда речь идет о еврейской молодежи, а особенно о людях вроде Вас, которым Б‑г дал талант и способность работать в сфере образования и воспитания, т. е. влиять на подрастающее поколение посредством обучения и наставления, а также служа им личным примером. Более того, как я многократно подчеркивал, положительное влияние на подрастающее поколение подобно уходу за семенем растения или саженцем дерева, когда даже малейшая забота садовника на начальных этапах развития растения впоследствии оборачивается для него огромной пользой…
Зная Ваших родителей и Ваше воспитание, я полагаю, что сказанного вполне достаточно.
26 нисана 5729 (14 апреля 1969)