ФСБ рассекретила новые документы об уничтожении евреев в Крыму в годы войны
Управление ФСБ по Крыму и Севастополю рассекретило ряд документов о зверствах нацистов в Крыму, которые подготовили для передачи в Государственный архив Крыма, сообщает РИА «Новости».
Среди них есть и документы об уничтожении евреев. Так, в протоколе допроса некоего Бронислава Ельяшевича, который провели сотрудники УКГБ по Ставропольскому краю в мае 1973-го года рассказывается как нацисты и их подручные применяли автомашины – душегубки для массовых убийств евреев – крымчаков в Карасубазаре, Сам Ельяшевич в 1941-1942 годах служил сначала заместителем начальника, а затем начальником полиции Карасубазара. По его словам, уничтожение крымчаков произошло в начале 1942-го, когда погибли несколько сотен человек. В этой акции участвовали не только немцы, но и члены так называемого «татарского батальона».
Каратели сгоняли безвинных жертв на городскую площадь, раздевали и насильно загоняли в кузова двух машин – душегубок, рассказывал Ельяшевич. «Каратели торопили их садиться в кузова автомашин – душегубок, подталкивали их оружием, руками, ногами. Терявших сознание или оказывавших сопротивление каратели руками забрасывали в кузова этих машин. Женщины и дети плакали, умоляли карателей сохранить им жизнь, но последние были неумолимы и с еще большей ненавистью и ожесточенностью загоняли обреченных на смерть людей в газовые камеры автомашин-душегубок», — вспоминал Ельяшевич.
По его словам, в две душегубки одновременно загонялось примерно сто человек. «Как только душегубки заполнялись до отказа людьми, закрывались двустворчатые металлические дверцы, создавалась герметичность кузовов, включались моторы двигателей душегубок и отработанные ими выхлопные газы поступали в кузов этих автомашин, в которых находились обреченные на смерть люди. От выхлопных газов находившиеся в кузове люди погибали через десять-пятнадцать минут», — заявил бывший начальник полиции Карасубазара. Тела убитых вывозили и сбрасывали в противотанковый ров примерно в километре от города, за механическими мастерскими совхоза «Мариана», показал Ельяшевич. «Душегубки ходили от места посадки людей к месту выгрузки трупов одна за другой. Сколько каждая из душегубок произвела рейсов от площади до противотанкового рва, я сказать точно не могу, затрудняюсь, но, полагаю, не менее пяти», — добавил он.