Глава МИД Австрии заявил, что хочет, чтобы связи с Израилем были «прочными»
«Отношения между Израилем и Австрией лучше, чем когда-либо», — заявил 29 марта министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг, пишет журналист «The Jerusalem Post» Лахав Харьков.
Последний визит министра в Израиль произошел после многих лет, в течение которых Иерусалим и Вена сближались благодаря сотрудничеству в самых разных областях. Шалленберг сыграл ключевую роль в развитии этих отношений, сначала в качестве советника по иностранным делам бывшего канцлера Себастьяна Курца, затем в качестве министра иностранных дел и, ненадолго, в качестве канцлера после того, как Курц ушел в отставку на фоне обвинений в коррупции.
В интервью «The Jerusalem Post» Шалленберг поблагодарил израильтян за попытки посредничества между Россией и Украиной. «Я надеюсь, что голос Израиля будет услышан в Москве, и что премьер-министр Нафтали Беннет и другие смогут сделать так, чтобы их голоса были услышаны и возобладали», – заявил он.
Говоря об отношениях между Австрией и Израилем, министр отметил, что они «лучше, чем когда-либо». «Это связано с политикой, проводимой правительствами, и с вовлеченными людьми. Лично меня особенно тронул визит Яира Лапида в концлагерь Маутхаузен в Австрии. Это был очень трогательный момент. Было необычно видеть члена израильского правительства, дед которого был зверски убит, стоящим бок о бок с членами австрийского правительства, включая канцлера Нехаммера. Частью цели моего визита является укрепление этого стратегического партнерства. Я хочу, чтобы эти отношения укрепились настолько, чтобы они больше не могли скатиться назад. Речь идет не о нашей истории, а о плюралистических демократиях, поддерживающих друг друга. Только около 25% государств-членов ООН входят в то, что мы бы назвали клубом демократических, плюралистических стран. На Ближнем Востоке это Израиль. Помимо нашей истории и нашей ответственности, существует тот факт, что свободные страны со свободой собраний, свободой мнений и свободой средств массовой информации должны держаться вместе, потому что наш образ жизни подвергается нападкам и бросает вызов», – подчеркнул он.
Шалленберг также отметил, что эти отношения не зависят от лиц наверху. «В Израиле новое правительство, новый премьер-министр, а в Австрии новый канцлер. При этом абсолютно ничего не изменилось. Мы по-прежнему хотим стратегического партнерства независимо от того, кто у руля. Речь идет об австрийском народе и израильском народе», – заметил он. Министр также рассказал о том, как вручал документы об австрийском гражданстве пяти новым гражданам Австрии, потомкам жертв Холокоста. «Я сказал им, что вся честь принадлежит нам, потому что у каждого из них есть семейная история лишений, лишения индивидуальности, преследований, убийств, и они все еще доверяют этой новой Австрии. Слишком долго Австрия отворачивалась от своих самых темных глав. Теперь мы берем на себя нашу историческую ответственность и основываем на ней нашу политику. Они оказали нам честь, приняв австрийское гражданство. Только здесь, в Израиле, заявления уже подали 5000 человек. Это деревня в Австрии! Они являются человеческим мостом, объединяющим наши народы», – отметил он.
Говоря о позиции Австрии по соглашению с Ираном по ядерной программе Шалленберг заметил: «Мы полностью осознаем расхождения во взглядах между нами и нашими израильскими друзьями. Мы полностью понимаем ощущение угрозы, которую представляет Иран. Безопасность Израиля и израильского народа является частью политики нашего правительства. У нас одна цель: у Ирана никогда не должно быть ядерного оружия. У нас есть разные способы приблизиться к этой цели. Мы знаем, что «время прорыва» для Ирана сейчас составляет несколько недель. Как только ящик Пандоры откроется, вы уже не сможете его закрыть. Мы скорее предпочли бы несовершенное соглашение, дающее возможность контролировать ситуацию, заглянуть за кулисы и увидеть, что происходит, чем не иметь вообще ничего. Никто не утверждает, что соглашение идеально. Но если ничего не будет, как это повысит безопасность для нас или для вас? Это мой подход. В конце концов, очень важно объяснить народу Израиля, что у нас одна и та же цель — повысить безопасность и избежать гонки ядерных вооружений в регионе Персидского залива. Это нанесет ущерб безопасности всех, включая Европу».
Министр также отметил, что отрицание Холокоста Ираном, публичные заявления об Израиле и народе Израиля и еврейском народе в целом «просто неприемлемы, и мы очень резко на них реагируем». «То, что Иран делает в других частях мира, финансируя терроризм, просто неприемлемо. Мы хотим, чтобы это прекратилось. Как нам это получить? У нас есть общая цель. Исключая их, как мы это сделали после 1979 года? Помогли ли десятилетия санкций и попыток их оттолкнуть? Австрийский подход совсем другой. Речь идет о том, чтобы поговорить и попытаться найти какое-то соглашение, договор, который вы можете соблюдать или сказать: «Вы этого не соблюдаете». Мы надеемся, что в интересах Ирана отказаться от ядерных исследований для доступа к мировым рынкам. Я был в Иране несколько раз и продолжаю верить, что можно изменить людей и политику», – рассказал он.
Говоря о саммите в Негеве на котором собрались министры иностранных дел четырех арабских государств, а также госсекретарь США Энтони Блинкен, Шалленберг заметил, что это то, что было бы немыслимо всего пару лет назад. «Я думаю, что Соглашения Авраама действительно являются переломным моментом, а саммит в Негеве впечатляет… Мы наблюдаем движение тектонических плит в этом регионе. У Австрии также есть стратегическое партнерство с Объединенными Арабскими Эмиратами, поэтому мы поощряем это. Все мы знаем, в конце концов, что есть один вопрос, который нельзя игнорировать или отодвинуть в сторону, — это мирные переговоры или договор с палестинским народом. Одно не может заменить другое», – подчеркнул он.
Говоря о серии терактов в Израиле министр выразил искренние соболезнования семьям погибших, заметив, что тот факт, что ИГИЛ снова показывает свое отвратительное лицо, ужасен. «Но посмотрите на Соглашения Авраама, на то, что происходит в регионе. Эти силы намного больше и намного более решительны. Я уверен, что выбор времени саммита в Негеве не случаен. Израильское правительство совершенно правильно говорит, что нас не остановит терроризм. Соглашения Авраама — это самое многообещающее событие из региона, который за последние пару десятилетий был беден позитивными новостями», – заявил министр иностранных дел Австрии.
Он также рассказал о сотрудничестве Израиля и Австрии в борьбе с Covid-19. «Прошлой осенью я провел видеоконференцию с премьер-министром Беннетом по поводу штамма «Омикрон». Одной из первых стран, к которым мы обратились, был Израиль, у которого были очень четкие протоколы в отношении того, как он реагировал, и для нас это был пример. Это сотрудничество является частью более широких тесных отношений. Мы поделились многими вещами о том, как подходить к ситуации, которая была новой для всех нас. Никогда не было пандемии, затрагивающей все наши страны одновременно. На этот раз все мы были полностью вовлечены в это дело. Мы уже наладили сотрудничество в 2020 году, во время первой волны заболеваемости, и с тех пор оно продолжается», – заключил министр.