Благословение и мир
Как я понял, к Вам обращаются с вопросом, как поступать, если, в силу серьезных причин , жена боится забеременеть.
Несмотря на то что венгерские раввины проявляют в своих респонсах строгость , Цемах Цедек («Шеэлот у‑тшувот», «Эвен а‑эзер», 89) полагал иначе и во многих случаях разрешал различные способы предохранения, в том числе «мох» и подобные средства, которые вставляют [во влагалище] перед соитием. Все это допустимо, если врачи сказали, что женщине нельзя беременеть.
Я понимаю, что запрещающие авторитеты, прежде всего, думают о том, как не допустить напрасной траты семени. Тем не менее я убежден, что сегодня в нашем духовно слабом поколении эти устрожения вызовут обратный эффект: подавляющее большинство не выдержит испытания [воздержанием], что приведет к прямо противоположным результатам, чем те, к которым стремятся поборники воздержания .
Я также считаю, что нет необходимости в том, чтобы врач безапелляционно постановлял раз и навсегда, что [беременность] безусловно представляет опасность для жизни женщины . Это особенно важно в наши дни, в нашем духовно слабом поколении, когда отсутствие близости серьезно отражается на моральном и физическом здоровье обоих супругов.
(Игрот кодеш. Т. XI. С. 262)
Я глубоко шокирован Вашим письмом и совершенно не понимаю Вашего заявления о том, что Вы не можете позволить себе положиться на облегчающее мнение.
Эти вопросы решаете не Вы, а Тора! Человек не вправе решать, какие постановления ему принимать, а какие нет! Меня также потрясло, что подобное решение Вы приняли столь хладнокровно, словно бы неповиновение местному раввину, [разрешившему предохраняться], является проявлением благочестия!..
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 235)
В подобной ситуации мы, безусловно, руководствуемся исключительно постановлением Цемаха Цедека, который менее строг в вопросах, касающихся здоровья. Это особенно верно в Вашем случае, поскольку, как Вы пишете, врачи убеждены, что беременность представляет угрозу для жизни женщины.
(Игрот кодеш. Т. XI. С. 327)
Как следует из Ваших строк, врачи сказали Вашей жене, что ей нельзя беременеть. Вы спросили раввина, и тот разрешил вам использовать различные средства контрацепции, которые Вы перечислили в своем письме. Меня удивило, что Вы не упомянули одно весьма простое и в то же время эффективное средство, особенно если использовать его в сочетании с упомянутыми методами. Между тем в Вашей ситуации, когда раввин конкретно разрешил предохраняться, можно просто отложить окунание в микву на несколько дней, в соответствии с инструкцией врача, который знает Вашу жену и который способен точно определить, в какие дни наиболее вероятно зачатие. Обычно отложить окунание на два‑три дня бывает достаточно. Поговорите об этом с Вашим раввином и лечащим врачом, и они подскажут Вам, как лучше поступить.
(Игрот кодеш. Т. XХI. С. 335)
Вы пишете, что по указанию врача муж вынужден использовать презерватив, поскольку жена не может пользоваться контрацептивами. Такой выход представляется мне крайне странным, тем более что Вы не пишете, обращались ли супруги к раввину. Кроме того, если раввин немного разбирается в этих вопросах, он должен знать, что в числе допустимых средств, которыми может воспользоваться жена, упоминаются не только химические спермициды, которые в данном случае неприемлемы, но и «мох», должным образом закрывающий соответствующее место. Мне кажется, в этой ситуации, получив от раввина разрешение [предохраняться], жена сможет его использовать.
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 192)
Что касается перевязывания маточных труб — помимо рисков, связанных с любой операцией, особенно когда речь идет о внутренних органах, а также случаев, когда женщина в принципе отличается слабым здоровьем (а врачи, как видно из Вашего письма, не вполне понимают, чем вызвана ее слабость), в данном случае есть ряд дополнительных негативных факторов.
Речь идет о процедуре, которая навсегда лишит ее возможности забеременеть, даже когда она поправится.
Есть определенные алахические проблемы, о которых Вам скажет Ваш раввин.
Бывают случаи, когда женщина беременеет несмотря на операцию (стандартная причина — разошлись швы, а так как все происходит внутри, этого нельзя заметить).
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 335)
Вы пишете об операции на [фаллопиевых] трубах.
Я категорически против самой идеи, поскольку это практически на сто процентов лишает Вас возможности забеременеть снова… Вам следует обратиться к раввину, регулярно решающему конкретные алахические проблемы, и рассказать ему все, что сказал Вам врач.
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 458)
В целом я противник такого устрожения, как воздержание . В нашем поколении лишь немногие избранные смогут при этом избежать недостойных мыслей, не говоря о худших последствиях. Кто может поручиться, что такой человек сможет учить Тору и молиться в чистоте? Поэтому, если люди будут поступать подобным образом, в большинстве случаев вреда будет гораздо больше, чем пользы. Тем более что в описанном случае Цемах Цедек разрешает использовать «мох».
Даже если жена согласится на воздержание, остается место для серьезных сомнений, насколько ее согласие является взвешенным. Кроме того, во многих случаях отсутствие супружеской близости имеет разрушительные последствия для здоровья женщины.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 327)
Вы пишете о том, что Вы предложили своей жене практиковать воздержание и что она тоже согласилась несколько лет не ходить в микву, поскольку у нее нет сил выносить ребенка.
Я пребываю в полной растерянности от Вашего письма. По мнению многих авторитетов, согласие жены в данном случае не имеет алахической силы , поэтому на Вас все еще лежит обязанность [иметь с ней близость]. Помимо этого, подобное самопожертвование и самоистязание за счет другого является для меня чем‑то совершенно неслыханным.
Если, как Вы пишете, врачи действительно сказали, что ей опасно беременеть, на этот счет есть известное постановление Цемаха Цедека, что жена может использовать «мох» во время интимной близости.
(Игрот кодеш. Т. VI. С. 157)
Кесарево сечение
Вы спрашиваете о женщине, которая дважды родила благодаря кесареву сечению и которой врачи заявили, что если ей придется сделать еще одно, то следующая беременность будет представлять для нее опасность, вследствие чего она решила перевязать трубы.
В целом моя задача состоит не в том, чтобы принимать алахические решения. Тем не менее вышеупомянутое решение звучит странно. По мнению многих специалистов в медицине, (особенно в последние годы) даже после кесарева сечения женщина может нормально рожать. Более того, тот факт, что она рожала с помощью кесарева сечения, вовсе необязательно должен ограничивать количество последующих родов. Все зависит лишь от общего состояния женщины во время текущих родов.
Иными словами, нельзя принимать решения, исходя из беспокойства о будущих беременностях и родах. Следует принимать во внимание исключительно состояние ее здоровья на данный момент, а также помнить, что сегодня существует множество лекарств, способствующих скорейшему восстановлению сил, укрепляющих матку и т. д. Кроме того, есть известное постановление Цемаха Цедека, согласно которому женщине разрешено использовать во время близости «мох», если беременность представляет для нее опасность. Такой способ кажется мне более приемлемым, в отличие от операции, которая окончательно лишит женщину возможности когда‑либо забеременеть снова. К этому мне хотелось бы добавить следующее (и я уверен, что врачи скажут ей то же самое): в большинстве случаев операция по предотвращению возможной беременности предполагает перевязывание и блокаду [фаллопиевых] труб. При этом нередко случается, что узлы развязываются. Отсюда вопрос: что является лучшей контрацепцией, поступить согласно постановлению Цемаха Цедека или перевязать трубы?
Есть еще один чрезвычайно важный факт, о котором нам нельзя забывать: в последние годы наука стремительно развивается, в любую минуту могут открыться новые перспективы и решения. Поэтому разумно избегать необратимых шагов, ведь с появлением новых медицинских открытий может оказаться, что в подобных действиях не было никакой необходимости.
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 134)
Множество женщин делали кесарево сечение более трех раз и тем не менее не перевязывали трубы.
6 швата 5741 (11 января 1981)