Новости

Новый графический роман рассказывает историю исчезнувшей еврейской общины Малайзии

8 декабря 2021, 19:00 Малайзия
Поделиться

Ученые точно не знают, когда евреи впервые прибыли на Пенанг, один из небольших штатов Малайзии на западе страны, пишет журналистка JTA Джордин Хейм.

Еврейское кладбище в Джорджтауне, столице региона, на улице, ранее называвшейся Джалан Яхуди – «Еврейский путь», дает зацепку: его первое захоронение относится к 1835 году. На рубеже 20-го века перепись показала, что еврейское население составляло 172 человека. Но евреи больше не ходят по улицам Джорджтауна, и их не было там уже несколько десятилетий. С тех пор Джалан Иегуди была переименован в честь малайского писателя Зайнала Абидина, а в бывшей синагоге за углом евреев не было с момента ее закрытия в 1976 году. Теперь там модная кофейня. А в последние годы Малайзия была определена Антидиффамационной лигой как одна из самых антисемитских стран за пределами Ближнего Востока и Северной Африки.

Большая часть этой ненависти связана с бывшим премьер-министром Махатхиром Мохамадом, который, как известно, гордился тем, что является антисемитом. Израиль и Малайзия не поддерживают дипломатические отношения, и израильтянам запрещено посещать Малайзию. «Единственное, что действительно существует в Малайзии сегодня, это люди еврейского происхождения, скажем, люди, имеющие еврейское происхождение где-то в генеалогическом древе, но эти люди обратились в ислам, чтобы вступить в смешанные браки с малайцами», – говорит Зейн Грегори. Грегори, американец, который сам наполовину еврей, обратившийся в ислам и живущий сейчас в малайзийском городе Кучинг, недавно написал книгу о евреях Пенанга.

«Последние евреи Пенанга», опубликованная на прошлой неделе, представляет собой небольшой графический роман для всех возрастов, дополненный красочными акварельными иллюстрациями старых улиц Джорджтауна и изображениями сцен в синагоге художника Арифа Рафхана. В нем рассказывается об истории некогда активной еврейской общины, которая жила в старом Джорджтауне. Объясняется еврейский образ жизни для читателей, которые, возможно, никогда не встречали еврея. И отмечаются некоторые из ее знаменитых фигур, таких как Дэвид Маршалл, который впоследствии стал первым главным министром Сингапура (при правлении Британского Содружества). «Книга – своего рода реквием по бывшей общине – те, кто знает об исчезнувшей общине, имеют представление о том, как мы пострадали от их ухода. Мы надеемся, что эта книга поможет лучше понять богатую мультикультурную реальность, которая была раньше», – заявил Грегори, преподаватель ландшафтной архитектуры в Университете Малайзии в Сараваке. И писатель и переводчик малайских стихов.

Он был очарован малоизвестной историей евреев в Малайзии благодаря рассказам, которые он читал в местных новостных агентствах, и позже к нему обратилось с предложением написать книгу издательство «Matahari Books». Грегори обратился в ислам в возрасте 17 лет, и это решение он объясняет тем, что жил в смешанной еврейско-христианской семье, не сильно отождествляя себя ни с тем, ни с другим. Позже он принял решение переехать в Малайзию со своей женой, которую он встретил в Соединенных Штатах, но которая родилась и выросла в Малайзии. В стране более 60% мусульман, и почти 40% людей, которые отождествляют себя с другими конфессиями. По его словам, иудаизм не был важной частью его жизни до переезда в Малайзию. «Но, находясь здесь, это страна, где иудаизм малоизвестен и не понят. Большинство людей никогда в жизни не встречали евреев. И, к сожалению, существует множество предрассудки, порожденных невежеством».

Исследования и написание книги приблизили его к его еврейским корням. Когда он узнал, что когда-то в Малайзии была еврейская община, «это потрясло меня. Я был так поражен, – рассказал Грегори. «Я чувствовал, что это была действительно возможность для меня поделиться чем-то о себе, что все еще является частью меня». О евреях Пенанга было мало исследований или серьезных публикаций – Грегори использовал в основном статьи из местных газет и журналов, в дополнение к одному исследованию, написанному австралийским ученым Рэйми Че-Россом. Согласно газетам сионистский националист Исраэль Коэн посетил Пенанг в 1920 году, находившийся тогда под контролем Великобритании, где он встретил человека по имени Иезекииль Аарон Манассия, который утверждал, что до недавнего времени он был там единственным религиозным евреем. Торговые интересы, антисемитизм в их родных странах и Первая мировая война привели «несколько других евреев из Багдада, в основном бедных торговцев, которые общались с китайскими и малайскими женщинами и вели унизительную жизнь», – утверждал Манассия, который был ортодоксом. Как показывают данные переписи, это было не совсем так, но пример Манассии показал, что даже в таком маленьком и удаленном от крупной еврейской общины месте, как Пенанг более века назад, продолжались вечные «еврейские войны».

Многие евреи начали покидать Малайзию во время Второй мировой войны. Те, кто остался, уехали к 1970-м годам, поскольку антисемитизм стал более распространенным явлением в повседневной жизни. В книге 1970 года Махатхир Мохамад, бывший премьер-министр, написал, что евреи «крючконосые» и «инстинктивно чуют деньги». Он был отстранен от должности в 2020 году после своего второго пребывания на посту премьер-министра, когда еврейское население Малайзии практически исчезло. Мохамад в 2012 году так высказался о своем антисемитизме: «Как я могу быть иным, когда евреи, которые так часто говорят об ужасах, которые они пережили во время Холокоста, проявляют ту же нацистскую жестокость и жестокосердие не только к своим врагам, но даже к своим союзникам, в случае попыток остановить бессмысленное убийство палестинцев».

Те, кто бежал из Малайзии, отправились в Австралию, Израиль и Соединенные Штаты; многие ухали в соседний Сингапур. Последним известным этническим евреем в Пенанге был Давид Мордехай, управляющий гостиницей, семья которого впервые приехала из Багдада в 1895 году. И который умер в 2011 году. Он похоронен на единственном еврейском кладбище Пенанга, за которым из поколения в поколение ухаживала одна и та же мусульманская семья. Ученые говорят, что громкие голоса политиков не обязательно отражают мнение обычных малазийцев; они утверждают, что многие из тех, кто отвергает религиозный национализм страны, начали отвергать существующие в стране традиции ненависти к евреям. Грегори соглашается и надеется, что его книга поможет «навести мосты» с исчезнувшими евреями, которых он до сих пор считает важной частью своей жизни. И которые однажды назвали Пенанг своим домом. «Сколько раз я рассказывал здесь людям о моем прошлом, я никогда не испытывал ничего даже отдаленно враждебного», – говорит Грегори. «Иногда возникает удивление — конечно, мысль о том, что человек еврейского происхождения становится мусульманином, так же удивительна для мусульманина, как и для еврея».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции