Интервью

Кристина Краснянская: «Мы хотим успеть “в последний вагон” и выступить в Венеции»

Беседу ведет Ирина Мак 27 октября 2021
Поделиться

В Еврейском музее и центре толерантности — новый исполнительный директор. Впервые этот пост занял человек, профессионально связанный с искусством — Кристина Краснянская, основательница галереи «Эритаж» и глава попечительского совета MOMus — «Музея искусства модернизма — коллекции Костаки в Салониках». Напомним, в знаменитую коллекцию Георгия Костаки вошло собрание русского авангарда. О том, что ждет Еврейский музей, Кристина рассказала обозревателю журнала «Лехаим».

Исполнительный директор Еврейского музея Кристина Краснянская.

«Коллаборация даст хороший эффект»

ИРИНА МАК → С момента своего основания Еврейский музей воспринимался как кунштюк — тогда еще в Москве не было подобных мест, с цифровыми экранами, мультимедийными инсталляциями. Сейчас они появились, и музею снова надо чем‑то удивлять. Что нас ждет?


КРИСТИНА КРАСНЯНСКАЯ ← Недавно я была на конференции в ГМИИ им. А. С. Пушкина, посвященной музеям будущего, и там была затронута интересная тема: на каком языке будут говорить музеи. Цифровая ли это история, или живая, или гибридная модель. Очевидно, что в связи с локдауном все музеи мира вынуждены были собраться с силами и начать сложный процесс модификации и поиска новой формы и новых инструментов взаимодействия с аудиторией. И несмотря на то, что любая музейная институция — неповоротливый консервативный организм, все музеи пришли к выводу: дигитальная форма взаимодействия очень важна. Музей, в котором мы с вами находимся, заявил эту программу как лозунг, как одно из приоритетных направлений еще девять лет назад. Тогда это была инновация, а сегодня мы идем в ногу со всем миром. Для доклада на конференции я собирала аналитику, и она наглядно демонстрирует, что происходит. Американские музеи, допустим, за год пандемии потеряли 34% дохода и в этом году ожидают потери еще 28%. Это означает, что перейти из офлайна в онлайн‑режим без потерь невозможно. Но наш музей гибридную форму работы, когда есть и живые выставки, и доступные в интернете, давно освоил, интуитивно спрограммировал. И я, как вновь пришедший человек, хочу это сохранить, подчеркнуть и развить. Мне видится, что музей должен развиваться в двух основных направлениях, уже заявленных. Первое — еврейская история, культура, все, что составляет постоянную экспозицию. Второе — русский авангард, ставший международным брендом, «билетом» в западный мир. Для меня, пять лет возглавляющей попечительский комитет музея в Салониках, владеющего внушительной коллекцией русского авангарда, эта тема живая. Мне кажется, коллаборация между Еврейским музеем и MOMus даст хороший эффект. Одновременно мы планируем сотрудничество с крупнейшими российскими и зарубежными музеями. В ноябре 2022 года, например, мы организуем масштабную выставку Рембрандта — в ней участвуют Лондонская национальная галерея, Музей Стеделейк (Амстердам), Национальный музей в Кракове, Израильский музей в Иерусалиме, Государственный Эрмитаж и многие другие.


ИМ → Рембрандт — наше еврейское все.


КК ← Будет очень интересно, мы представим взгляд художника на жизнь в еврейском квартале. Что касается образовательной программы, планируем создать в музее новую кураторскую школу: раньше она длилась месяц, теперь мы постараемся превратить ее в полноценную образовательную систему, привлечь к сотрудничеству западных коллег и давать выпускникам международный сертификат. Чтобы человек, прошедший обучение за полтора‑два года, стал куратором международного уровня. Причем интересно было бы сделать два направления — кураторство в искусстве XX века и в contemporary art, и чтобы занятия проходили офлайн и онлайн.

Фрагмент экспозиции Герхарда Рихтера «Абстракция и образ» 2016.

ИМ → Пандемия изменила отношению к онлайн‑формату.


КК ← Действительно, теперь к мероприятиям, проходящим в сети, относятся не менее серьезно, чем к тем, на которых необходимо присутствовать вживую. У нас есть очень перспективный проект, связанный с научно‑исследовательским отделом. Его участники, молодые специалисты, благодаря онлайн‑формату смогли получить отзывы и рецензии ведущих международных экспертов, к которым очно они вряд ли смогли бы попасть столь легко.


ИМ → Это было с подачи музея?


КК ← Да, музей регулярно выдает гранты аспирантам, магистрантам и специалистам, занимающимся исследованием российского еврейства, вне зависимости от того, из России этот специалист или нет. Музей сотрудничает с экспертами в этой области во всем мире.

Что касается выставочной программы, надеемся в 2022 году показать очень яркий проект — выставку мастера русского авангарда, теоретика искусства Ивана Клюна. Часть работ будет из MOMus, ведь Георгий Дионисович Костаки выкупил у потомков художника практически все наследие. Партнером выставки станет Третьяковская галерея, в собрании которой также есть программные работы Клюна. А следующей запланированной выставкой в рамках Центра авангарда, существующего в музее под кураторством историка искусства, эксперта по авангарду Андрея Дмитриевича Сарабьянова, станет персональная выставка художницы Любови Поповой. Ее выставки не было в России около 30 лет. Два года назад в Салониках показали вещи из собрания MOMus, в российской версии выставку планируется дополнить работами из отечественных региональных музеев. В 2019 году в Греции на круглом столе, посвященном творчеству Любови Поповой, Андрей Сарабьянов рассказывал о шедеврах, хранящихся в региональных музейных собраниях. Мы хотим удивить московского зрителя произведениями одной из ярчайших художниц ХХ века, увидеть которые в одном месте до сих пор не представлялось возможным.

Сегодня, на фоне скандалов, происходящих в мире и связанных с подделками в области авангарда, мы имеем редкую возможность работать с уникальным материалом. Создавать, показывать и экспортировать выставки прекрасного качества.

И третье направление, которое мне хотелось бы развить, — современное международное искусство. В Еврейском музее было несколько проектов величайших художников современности — Герхарда Рихтера, Аниша Капура, Кристиана Болтански. Но мне было бы интересно поработать с международными кураторами и показать больше имен, больше современных звезд, имеющих jewish background. Не только художников из Израиля, которых сегодня много по всему миру, но и современных художников, высказывающихся на темы еврейской культуры и истории, а также на тему толерантности. Мне кажется, это было бы интересно для многих. Мы стремимся показать, что мы — площадка для межкультурного и межнационального диалога, затрагивающего разные актуальные темы… Хотя первая выставка, которую я давно хотела предложить музею, — израильский дизайн.

Вверху. Фрагмент постоянной экспозиции «Города и дали: евреи в Российской империи»

ИМ → Рон Арад?


КК ← Рон Арад, Рон Гиллард, Арик Леви… Все выпускники академии Бецалель и мировые звезды. Когда‑то я была куратором выставки промышленного дизайна выпускников Бецалель в Музее декоративно‑прикладного искусства в Москве. А потом — тогда еще никто не знал, что меня пригласят сюда, но, по Булгакову, «Аннушка уже разлила масло» — именно здесь, в Еврейском музее, мы устроили посвященный израильскому дизайну круглый стол и первыми увидели накануне открытия замечательную выставку «Игра с шедеврами»: работы Кандинского, Малевича, Каттелана, Джакометти, Кифера, Лихтенштайна, Абрамович. Это был восторг! Позже мы встречались в Израиле с кураторами из Бецалель и задумали устроить грандиозную выставку, посвященную мировым звездам израильского дизайна, здесь, в Еврейском музее. Я даже приходила с идеей этой выставки к Елене Проничевой (бывший исполнительный директор музея. — Ред.), но мы не успели реализовать ее. А теперь время пришло. В команду Еврейского музея вольются новые люди, мы расширяем границы и начинаем работать с международными кураторами. В частности, ведем переговоры с Роем Брандом, куратором израильского павильона на Венецианской биеннале в 2014 году, о том, чтобы в нашей постоянной экспозиции появлялись инсталляции современных художников, а музей регулярно делал программные выставки, связанные с международным современным искусством.


ИМ → У вас и у самой есть «еврейский бэкграунд»?


КК ← Да, мой папа еврей.


ИМ → Я слышала, что в ближайших планах выставка про каббалу.


КК ← Она открывает следующий, юбилейный год и новую часть пространства после реконструкции. Там будут и иудаика, и modern art, и современное искусство. Это выставка, которая была создана в партнерстве с Еврейским историческим музеем в Амстердаме и Еврейским музеем Вены. Мы ее немного адаптировали, дополнив работами современных российских художников — Михаила Гробмана, Григория Брускина и других. Открытие планируется на февраль. Очень надеюсь, что к этому моменту заработает новое выставочное пространство. В результате реконструкции в музее появится дополнительно 900 м2 выставочных площадей. Будут новые лектории, кинозал, новое пространство детского центра, специальное пространство для библиотеки Шнеерсона. Концепцию архитектурного переустройства музея сделал Юрий Григорян, который очень деликатно отнесся к историческому зданию Константина Мельникова и объединил новое пространство с существующей экспозицией.

Вверху. Фрагмент постоянной экспозиции «Города и дали: евреи в Российской империи»

«Мы стали гвоздем программы»

ИМ → У вас и так было много активностей — MOMus, галерея. Теперь их стало больше.


КК ← Станет меньше, потому что объять необъятное тяжело. Галерея — мое детище, но я так переформатировала программу, что моей вовлеченности требуется минимум. Там хорошая команда. Мне интереснее и важнее прилагать усилия в музее, представляющем для меня уникальный опыт и определенное испытание.


ИМ → С чего началась галерея?


КК ← С коллекционирования. В какой‑то момент стало модно увлекаться искусством, ходить на антикварный салон и «Арт‑Москву». И потихоньку я со своим экономическим образованием, не будучи связана с искусством, стала общаться с дилерами, галеристами… Как‑то зашел разговор о том, кто чем хотел бы заняться, если отринуть обстоятельства. Кто‑то сказал, что хочет быть музыкантом, кто‑то философом, а я поняла, что занялась бы искусством. Но в нем надо разбираться, и я пошла учиться, параллельно подрабатывая у знакомых в галерее. Затем был опыт дилерства. Вскоре стало понятно, что нужна площадка. Я не могла понять, какая. Случайно, поехав с приятелем выбирать для него место под офис, нашла место на Петровских линиях, где уже почти 15 лет располагается галерея «Эритаж».


ИМ → Пятнадцать лет — большой срок.


КК ← Я начинала работу с художников русской эмиграции, а название галереи — Heritage, «Наследие», — отсылает к «наследованию коллекций». Русское зарубежье было в тот момент модной темой. Мы открыли выставку Андре Ланского после того как его показали в ГМИИ им. А. С. Пушкина и Русском музее. В какой‑то момент я поняла, что есть ниша, у нас абсолютно не занятая: коллекционный дизайн.


ИМ → В России тогда об этом понятия не имели.


КК ← Большинство наших коллекционеров даже не знали, о чем речь. Воодушевленная увиденным на западных ярмарках, я устроила большую выставку, привезя в Россию в партнерстве с серьезными парижскими галереями Yves Gastou и Didier Aaron знаковые антикварные и дизайнерские вещи и построив некий диалог между антиквариатом и коллекционным дизайном. Это было в 2011 году. Была выстроена большая образовательная программа: лекции, мастер‑классы, обзоры рынка с экспертами и примеры инвестиционных вложений в предметы дизайна. Но вещей продалось мало. Люди не могли представить, как вписать в готовый интерьер дизайнерское кресло. А дизайнеры не понимали, зачем это нужно, если существуют проверенные итальянские массмаркетовые бренды. Моя мотивация была другой: я видела, что у людей, собиравших искусство, на стенах шедевры, а жилое пространство довольно стандартное.

На ярмарке Design Miami/Basel я предложила ее основателю, коллекционеру и девелоперу Крейгу Робинсу показать советский дизайн. И он неожиданно загорелся. Вы понимаете, что такое советские кресла на ярмарке, где выступают лучшие галереи мира?.. Проект назывался «От авангарда к поставангарду», мы показывали мебель Бориса Иофана в диалоге с дизайном 1960‑х, дополнив выставку редкими экземплярами агитационного фарфора 1920‑х. Одним из главных объектов была полутораметровая фаянсовая скульптура Исидора Фрих‑Хара 1937 года: рабочие, русский и французский, целуются под красным знаменем с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Был грандиозный успех, о нас написали Daily Telegraph и New York Times, мы стали гвоздем выставочной программы. В наш ярмарочный список вошли BRAFA в Брюсселе, Art+Design. Я пришла к тому, что мне нравится делать эклектичные проекты, соединяя дизайн, живопись, графику, скульптуру. Именно такой стала выставка советского дизайна «От конструктивизма к модернизму», которую я курировала в Музее архитектуры им. А. В. Щусева.

В 2020 году, прямо перед пандемией, в швейцарском издательстве Sheidegger&Spiess вышел альбом «Советский дизайн: От конструктивизма к модернизму. 1920–1980‑е годы», который стал логическим продолжением всех наших проектов, связанных с советской мебелью. Я очень горжусь им и считаю, что его выпуск — мой Эверест, результат работы с советским дизайном.

Скоро альбом выйдет на русском языке. Мы собрали в этом издании все имена, олицетворяющие советский дизайн. Например, в Доме Наркомфина Моисея Гинзбурга встроенную мебель делал Эль Лисицкий.

«Есть идея оживлять экспозицию»

ИМ → Теперь вы работаете в здании, построенном Мельниковым.


КК ← Я не могла об этом и мечтать. Наша постоянная экспозиция — сердце музея, она очень хорошо сделана, но посетив ее раз‑два, вы задаетесь вопросом: что дальше?


ИМ → Этот вопрос возникал с момента открытия музея.


КК ← Есть идея оживлять экспозицию временными инсталляциями современных художников, дать им пространство для высказывания, для диалога. Делать интервенции на темы, проходящие красной нитью по экспозиции, и эти интервенции регулярно обновлять. Это даст приток новой аудитории, у которой потом возникнут поводы прийти еще.

И конечно, мы как музей хотим быть больше представлены на международном поле.

ИМ → Это еще одна функция, для которой вы приглашены?


КК ← Да, как теперь говорят, составляющая моего KPI. Мне это интересно — я работаю с международными проектами, у меня есть представление, куда музею двигаться. Что значит выходить на международное поле, быть представленным на Западе? Это и экспортировать выставки, которые создает музей, и участвовать в международных проектах, таких как Венецианская биеннале. Мы хотим успеть «в последний вагон» и выступить в Венеции в следующем году. Также важно присутствовать в качестве спикеров на международных конференциях и стать площадкой для международного диалога в России. А еще это международная издательская деятельность. Мы выпускаем альманах «Архив еврейской истории», посвященный теме российского еврейства, и планируем на регулярной основе публиковать сборник статей научно‑исследовательского центра с издательским домом Academic Studies Press. Цель — представить сборники наших статей в ведущих американских научных библиотеках.

Вверху. Фрагмент постоянной экспозиции «Города и дали: евреи в Российской империи»

Еще одной из задач является популяризация работы Центра толерантности — неотъемлемой части музея, которую мы хотели бы позиционировать как главную площадку в России, занимающуюся социальными проблемами: межнациональный и межкультурный диалог, проблемы буллинга, травли, домашнего насилия. Не все знают, какую важную работу осуществляет центр, создавая программы, направленные на борьбу с подобными проявлениями в обществе. Раньше я, как и большинство, была уверена, что Центр толерантности — это про борьбу с антисемитизмом в России. Нет, его деятельность намного шире. Даже такие новые темы, как «фактор неопределенности», сформировавшийся в связи с пандемией, или «токсичные посетители музеев», — со всеми этими вопросами Центр толерантности помогает разобраться.

Например, в Музей истории ГУЛАГа приходят «сталинисты», которые не просто демотивируют экскурсоводов, а устраивают психологический террор: оскорбляют, ругаются с сотрудниками. Представители Центра толерантности выезжали на тренинг с сотрудниками музея, помогая им выработать психологический иммунитет в отношении таких посетителей.

ИМ → Выставки, которые делал в музее Андрей Сарабьянов, всегда включали работы еврейских художников. Это изменится? Вы упомянули монографические проекты Клюна, Поповой.


КК ← Андрей Сарабьянов возглавляет Центр авангарда. Поэтому концепции его выставок в первую очередь были связаны с темой русского авангарда. Среди авангардистов было немало художников еврейского происхождения. У нас есть четкая выставочная политика, обновленная выставочная программа на ближайшие несколько лет.

Еврейский музей с момента своего основания был заявлен как современный музей, по сути музей будущего. В июне 2022 года в музее уже в третий раз будет проходить фестиваль современной израильской музыки New Israel Sound. Это новая и уже модная израильская субкультура, которая охватывает разные жанры и направления. Я рада, что мы имеем возможность показать современную израильскую культуру в музее: искусство и современный танец, музыку, моду, клубную и диджейскую культуру. Это направление, связанное с современностью, мне бы также хотелось активно развивать.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться