Новости

Для евреев Майорки первая «публичная» сукка — это победа над испанской инквизицией

24 сентября 2021, 17:30 Суккот
Поделиться

До испанской инквизиции на острове Майорка была значительная еврейская община, пишет JTA.

Каждую осень на острове появлялись шалаши, которые евреи строили во время праздника Суккот. Но все изменилось после кампании преследований инквизиции, которая началась в 1488 году (за четыре года до ее начала на материковой части Испании) и была официально отменена только спустя столетия, в 1834 году. Однако в этом году крошечная еврейская община в столице острова Пальме решила возродить традицию публичного празднования Суккота. В преддверии праздника еврейская община вместе с муниципалитетом Пальмы возвели в бывшем еврейском квартале города то, что организаторы называют первой «публичной» суккой на острове со времен инквизиции. «Это одно из первых событий для евреев Майорки, и это особенно важно, потому что оно восстанавливает кое-что из прошлого этой общины», – заявил Дани Ротштейн, основатель «Лимуда Майорки» и секретарь еврейской общины Балеарских островов. Профессионал в сфере туризма и видеопроизводства из Нью-Джерси, он возглавлял усилия по развитию еврейской общины Майорки с тех пор, как переехал туда в 2014 году.

Чтобы быть справедливым, Пальма уже видела сукки после эпохи инквизиции. В городе и на острове, который является популярным местом отдыха у восточных берегов Испании, на протяжении десятилетий была небольшая, но активная еврейская община, насчитывающая около 100 членов, плюс несколько эмигрантов. В этом году они отмечают 50-летие с момента основания общины эмигрантами из Великобритании в 1971 году. В Пальме также есть синагога, небольшой еврейский музей и местный раввин. Но недельный праздник Суккот в этом году, который начался вечером 20 сентября, знаменует собой первый случай, когда сукка строится на общественной территории при финансовой поддержке местного муниципалитета. Она была возведена в особняке Кан Омс, резиденция городского управления культуры и других муниципальных организаций. Евреи и неевреи в течение двух недель смогут насладиться культурными программами «Лимуда Майорки», включая лекции в сукке и экскурсии по окрестностям.

Открытая для всех сукка является частью общеевропейской инициативы «Европейские дни еврейской культуры» – серии мероприятий, посвященных еврейскому наследию, которые ежегодно проходят в десятках городов Европы в сентябре и октябре. Это событие является последним в серии шагов Ротштейна и других, направленных на то, чтобы увековечить присутствие евреев на Майорке до инквизиции, которые стали известны как «чуэтас» местное название тех, кто был насильственно обращен в христианство во время инквизиции.

В Рош а-Шана местные евреи устроили праздничную службу и музыкальный концерт в честь нового еврейского года в сотрудничестве с местным каталонским культурным центром в его саду, расположенном в старом еврейском квартале. Для участников это было символично из-за болезненной главы в истории еврейской общины Майорки. В 1677 году местные криптоевреи, которые рисковали своей жизнью, исповедуя свою веру, притворяясь христианами, тайно проводили службу в Йом-Кипур в саду за городскими стенами. Местные евреи говорят, что, когда испанские правители узнали об этой службе, они засолили землю сада, чтобы там больше ничего не могло расти, и удвоили усилия, чтобы искоренить еврейские праздники на острове. В последние годы власти приложили усилия, чтобы признать и искупить такие злодеяния. В 2018 году местные власти открыли мемориальную доску на площади Пальмы, где 37 криптоевреев были публично сожжены в месте, которое когда-то называлось «еврейским костром».

В 2015 году город помог построить небольшой еврейский музей в бывшем еврейском квартале. Этот район с фасадами из песчаника и тихими мощеными улочками раньше был процветающим и преимущественно еврейским торговым и деловым районом со множеством кожевенных заводов, сапожных мастерских и мясных лавок. Сегодня там мало евреев, а большинство людей на улицах – туристы. Также в 2015 году парламенты Испании и Португалии приняли законы, дающие потомкам сефардских евреев право на гражданство. Миллионы долларов государственных средств инвестируются в сохранение и развитие объектов еврейского наследия в этих странах.

Многие семьи чуэтас продолжали тайно исповедовать иудаизм. Даже к тем, кто в то время не делал этого, относились с подозрением и во многих отношениях они исключались из остального общества. В семьях чуэтас сохранились некоторые еврейские традиции, например, зажигание свечей в шабат, закрытие зеркал во время траура и весенняя уборка, связанная с Песахом. Но со временем еврейское население острова сократилось. По иронии судьбы, отторжение чуэтас обществом оказалось ключом к возрождению иудаизма на Майорке, говорят историки: поскольку им не разрешалось свободно вступать в брак с христианским населением, чуэтас вступали в брак между собой. Это помогло сохранить идентичность чуэтас до 1970-х годов, когда рухнула диктатура Франсиско Франко, открыв испанское общество для остальной Европы. Когда это произошло, на Майорке были тысячи людей, которые называли себя чуэтас, меньшинство, которое сегодня насчитывает около 20000 человек.

В последние годы чуэтас, вернувшиеся в иудаизм из христианства, взяли бразды правления в свои руки. В 2018 году двое чуэтас были избраны в исполнительный совет общины, состоящий из четырех человек. А в июне община впервые со времен инквизиции приняла раввина Ниссана Бен Авраама, родившегося в Пальме в семье чуэтас. Этот процесс, а также публичные мероприятия в честь Рош а-Шана и Суккота «являются победой», – заявила JTA Иска Валлс, вернувшаяся в иудаизм чуэтас и жена Тони Пинья, одного из членов правления еврейской общины. «Это победа над инквизицией и доказательство того, что мы, как феникс, снова восстали из пепла», – заметила она.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции