Насильник, расист и антисемит? Эксперт считает, что попытки «отменить» Чосера ошибочны
Шпионаж – рискованная профессия. Для английского тайного агента XIV века, ставшего поэтом Джеффри Чосером, опасности – по крайней мере для его репутации – продолжают проявляться спустя столетия после его смерти, пишет «The Times of Israel».
В своем эссе для «Times Literary Supplement» от июля 2021 года А. С. Г. Эдвардс, профессор средневековых рукописей Кентского университета в Кентербери, Англия, сетует на исключение Джеффри Чосера из университетских учебных программ. Эдвардс говорит, что, по его мнению, это исключение может быть спровоцировано группой ученых, которые видят в «отце английской поэзии» насильника, расиста и антисемита. Такое затруднительное положение позабавило бы самого Чосера. Еврейские и феминистские ученые, среди прочих, убивают одного из своих самых первых и самых мудрых союзников. Это происходит, когда новое исследование обнаруживает, что реальный Чосер полностью отличается от того образа, к которому привыкли многие нынешние читатели.
Десятилетия исследований Эдвардса показали, что поэт был не грубым сторонником «мужской культуры», а смелым и изобретательным защитником женщин и невинных. Как медиевист, преподающий Чосера, он считает, что движение за «отмену» Чосера было обмануто его мастерством – его непревзойденным мастерством маскировки.
Перехитрить профессоров
Это правда, что работы Чосера содержат токсичные материалы. Его «Пролог жены Бата» в «Кентерберийских рассказах», его знаменитом сборнике рассказов, подробно цитирует давнюю традицию классических и средневековых работ о женах как о зле: «Как черви губят дерево, так жена губит своего мужа». Позже «Рассказ настоятельницы» повторяет историю антисемитского кровавого навета, ложного обвинения евреев в убийстве христиан в то время, когда евреи по всей Европе подвергались нападениям. Эти стихи, в частности, вызывают обвинения в том, что Чосер распространял сексистские и антисемитские взгляды, потому что он согласился с ними или получал от них удовольствие. Некоторые видные ученые, кажется, убеждены, что личные взгляды Чосера совпадают со взглядами его персонажей, и что Чосер рекламирует эти мнения. И они считают, что он похитил или изнасиловал молодую женщину по имени Сесили Шомпейн, хотя юридические документы об этом неточны. Похоже, Сесили обвинила Чосера в таком преступлении, и он заплатил ей, чтобы очистить свое имя. Неясно, что на самом деле произошло между ними.
Критики выбирают цитаты, подтверждающие их утверждения о Чосере. Но если вы изучите его труды подробно, вы увидите, что темы, касающиеся женщин и прав человека, угнетенных и преследуемых, появляются там снова и снова.
Чосер – шпион
Читатели часто предполагают, что персонажи Чосера отражают собственное отношение писателя, потому что он очень убедительно излагает их взгляды. Карьера Чосера в английской секретной службе научила его быть наблюдателем, аналитиком, дипломатом и мастером скрывать свои собственные взгляды. В подростковом возрасте Чосер стал посланником, ездившим в секретные миссии. С 1359 по 1378 год он ездил с английскими дипломатическими делегациями и выполнял миссии, описанные в отчетах о расходах только как «секретное дело короля». Документы показывают, что он исследует тропы через Пиренеи для английских войск, готовых вторгнуться в Испанию. Он искал в Италии деньги и войска, а также, возможно, расследовал подозрительную смерть Лайонела Антверпенского, английского принца, который, вероятно, был отравлен вскоре после свадьбы.
Работа Чосера свела его с самыми мрачными фигурами своего времени – коварным Карлом Злым, королем Наварры, известным предателем и убийцей, и Бернабо Висконти, правителем Милана, который помог разработать протокол 40-дневных пыток. Поэзия Чосера отражает его опыт английского агента. И, подобно курьерам, которых он отправил из Италии в 1378 году, он оправляет своим читателям тайные послания, разделенные между несколькими говорящими. Всю историю можно понять, только когда будут получены все послания. Он также использует навыки секретного агента, чтобы открывать опасные истины, не принятые в его дни, когда женоненавистничество и антисемитизм сильно укоренились, особенно среди духовенства.
Чосер не проповедует и не объясняет. Вместо этого он позволяет грозной жене Бата, персонажу, который ему больше всего нравился, рассказать нам о женоненавистничестве ее пяти мужей и пофантазировать о том, как дамы двора короля Артура могут отомстить насильнику. Или он заставляет свою покинутую королеву Дидону плакать: «Учитывая их плохое поведение, стыдно, что какая-либо женщина когда-либо жалела какого-либо мужчину». Чосер – рыцарственный защитник В то время как текущая критика Чосера маркирует его как представителя токсичной маскулинности, на самом деле он был защитником прав человека. На протяжении своей карьеры он поддерживал право женщин выбирать себе партнеров и человеческое стремление к свободе от порабощения, принуждения, словесных оскорблений, политической тирании, коррупции в судебной системе и сексуальной торговли.
В «Кентерберийских рассказах» и «Легенде о хороших женщинах» он рассказывает много историй на такие темы. Там он выступал против убийств, детоубийств и убийств женщин, жестокого обращения с заключенными, сексуальных домогательств и домашнего насилия. Он ценил самообладание в действии и в речи. Он выступал на стороне женщин, порабощенных людей и евреев. «Женщины хотят быть свободными, а не жить по принуждению, как рабы, и мужчины тоже», – говорит рассказчик «Пролога Франклина». Что касается евреев, Чосер приветствует их древний героизм в своем раннем стихотворении «Дом славы». Он изображает их как людей, которые сделали великое добро в мире только для того, чтобы быть вознагражденными клеветой.
В «Рассказе настоятельницы» он показывает, как отчаявшийся персонаж оклеветал их для сокрытия преступления, в котором они были явно невиновны, спустя столетие после того, как все евреи были жестоко изгнаны из Англии. Собственные слова Чосера без тени сомнения демонстрируют, что, когда его сильно недооцениваемая настоятельница рассказывает свою антисемитскую историю о «кровавом навете», Чосер не одобряет ее. Своими словами и действиями, а также каскадом реакций тех, кто ее слышит, он разоблачает таких виновных и опасных деятелей, которые распространяют такую ложь.
Был он насильником или похитителем?
Вряд ли. Скорее, он вполне мог стать жертвой, возможно, даже из-за его работы. Немногие авторы когда-либо более откровенно говорили о бесчеловечности мужчин по отношению к женщинам. Странно, что один из самых сильных и первых писателей английской литературы, выступавший против изнасилований и поддерживавший женщин и угнетенных, подвергался позору и угрозе «отмены». Но Чосер знал, что сложность его искусства подвергала его опасности. Как сухо заметил его персонаж, Сквайр, люди слишком часто «с радостью предполагают худшее».