Верховный суд запрещает Главному раввинату проводить обязательные расследования статуса евреев
После вмешательства Высокого суда, Главный раввинат и Администрация раввинских судов согласились прекратить обязательные сторонние расследования статуса евреев и прекратить любое несанкционированное использование личных данных о статусе евреев, сообщает «The Jerusalem Post».
Соглашение между этими органами, государственной прокуратурой и организацией «Итим» положило конец семилетней судебной тяжбе против того, что она описала как серьезное злоупотребление со стороны раввината и раввинских судов, а также их несанкционированное использование личных данных о еврейском статусе израильских граждан. За последнее десятилетие Главный раввинат стал с большим подозрением относиться к еврейскому статусу любого израильтянина, родившегося в бывшем Советском Союзе, или их потомков. Очень часто, когда такие граждане приходят в раввинат, чтобы вступить в брак или получить другие религиозные услуги, их отправляют для выяснения еврейского статуса в Государственный раввинский суд, чтобы определить, действительно ли они евреи.
Сами раввинские суды стали более жесткими в своем подходе к разъяснению еврейского статуса, часто полагаясь на советские документы, а не на инструменты в рамках еврейского законодательства для определения еврейского статуса, говорит директор «Итим» раввин Сет Фарбер. Действительно, в некоторых случаях граждан, чьи родственники ранее подтвердили свой еврейский статус и заключали брак через Главный раввинат, впоследствии лишали статуса евреев. В случаях, когда раввинские суды определяли человека как нееврея или того, чьё происхождение не могло быть должным образом разъяснено, соответствующее лицо добавлялось в «черный список» граждан, которым запрещен брак через раввинат. Но в то же время Главный раввинат вызывал родственников человека в раввинский суд и требовал от них прояснения еврейского статуса, штрафовал их, если они отказывались сделать это, и вносил их в «черный список» граждан, не имеющих возможности вступить в брак через Главный раввинат.
Такие меры могут привести к тому, что многие граждане, которые никогда не обращались за религиозными услугами или в раввинский суд могут быть занесены в «черный список» Главным раввинатом. В одном случае, освещенном «The Jerusalem Post», четыре члена одной большой семьи были внесены в «черный список» после того, как один из членов семьи попытался зарегистрироваться для вступления в брак, но его доказательство еврейской идентичности было отклонено следователем раввинского суда. Однако трое из этих членов семьи ранее состояли в браке в Израиле, заключенном через Главный раввинат, что означает, что их еврейский статус был ранее одобрен регистраторами брака и должностными лицами из числа раввинов.
Помимо внесения в «черный список» третьих лиц, Главный раввинат также создал базу данных о таких людях и использовал ее для проверки еврейского статуса других людей, когда они приходили регистрироваться для вступления в брак или обращались за другими религиозными услугами. Из-за юридического давления «Итим»Главный раввинат изменил некоторые аспекты своих положений об обязательном уточнении статуса еврея для третьих лиц, но никогда не отменял их и поддерживал свою базу данных и свободное использовал такие данные в отношении таких людей.
В ноябре 2020 года Верховный суд вынес временное постановление о приостановлении обязательных расследований по делам третьих лиц, а также составления и использования базы данных и потребовал от Главного раввината разъяснить свою позицию. После обсуждений между Главным раввинатом, Администрацией раввинских судов и государственной прокуратурой при участии «Итим» было достигнуто соглашение о том, что Главный раввинат и раввинские суды не могут сделать обязательным проведение расследования еврейского статуса для третьих лиц.
Кроме того, Главный раввинат и Администрация раввинских судов обязались не использовать данные третьих лиц в судебных решениях, за исключением случаев, когда это является неотъемлемой частью определения еврейского статуса основного субъекта процесса, и согласились не использовать данные для проверки еврейского статуса других граждан. Решение, вынесенное Верховным судом 22 июля, придало этому соглашению силу официального постановления.
«Это решение положило конец расследованиям, не основанным на еврейском законе или еврейских традициях, и приведшим к расколу в еврейском народе», – заявил Фарбер после постановления. «Это положит конец «крестовому походу» раввинских судов с целью бросить тень на еврейство сотен тысяч репатриантов, показывая, что эти расследования выходят за рамки их юрисдикции». Фарбер обвинил «клерков» в Главном раввинате и Администрацию раввинских судов в том, что они «взяли на себя обязательство заниматься внегалахической деятельностью», и рассказал, что «Итим» успешно отменил в Верховном раввинском суде десятки постановлений региональных раввинских судов, которые отменяли наличие у граждан еврейского статуса, доказав необходимость прекращения расследований, проводимых в отношении третьих лиц.
Адвокат «Итим» Сара Вайнберг заявила, что это решение стало «историческим днем в восстановлении основного права израильских граждан на неприкосновенность частной жизни перед раввинскими судами».