Я не теолог, и, конечно, могу крупно ошибаться в изложении столь тонких вопросов (вернее – не могу не ошибаться!) Если же рискнул писать на эту тему, то, собственно, затем, чтобы потом высказались более сведущие авторы. Облегчив совесть этим извинением, перехожу к делу.
Б-Г, НАРОД, ЗЕМЛЯ
В Третьяковке девочка лет 8-9, глядя на картину Иванова «Явление Христа народу», удивленно говорит маме: «А почему древние русские были такие черные? Я думала славяне – блондины».
Умри – лучше не скажешь!
Для нее нет сомнений, что Христос (как говорил один мальчик – «Христосов») – наш, русский Б-г, а значит, он и сам – наш, русский, и явился он, конечно же, нам, русским. А как же иначе?! Он же – мой папа, она же – моя мама! И не трогай ее, отойди, трогай свою маму! Тот же инстинкт собственности, что по отношению к родителям – и по отношению к своему богу.
Не берусь судить о причинах дохристианского антисемитизма. Но одну из главных причин антисемитизма христианского эта девочка назвала. И как раз евреи это хорошо могут понять.
У евреев развито чувство собственности, в том числе (и прежде всего!) в вопросах родства, в том числе (и прежде всего!) – родства с Б-гом. «Я – Б-г, Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства» (Шмот, 20:2).
Конечно, Б-г не имеет «национальности». Но он говорит с евреями по-еврейски, действует в Египте и Израиле, прямо участвует в истории своего народа, ведет этот народ. Бога, говорящего, скажем, по-латыни, «экспортированного» из Рима, евреи бы за «своего Б-га» не приняли. Они бы отчаянно сопротивлялись такому миссионерству римлян.
Римляне, а затем «варвары» приняли Христа, «экспортированного» из Иудеи, в качестве своего Б-га. Ему они не сопротивлялись. Но тот же комплекс «собственности на Б-га» вылез другим боком – в виде ревности и ненависти к евреям. Евреи расплачиваются за Христа – не за то, что они требовали его распять, а за то, что они его породили! Горькая ирония: 2000 лет расплачиваться за то, на что никогда не претендовали…
Б-г, народ, земля. Связи между этими тремя понятиями могут быть разными.
Самый «практичный» и мирный, плюралистический способ самоопределения: у каждого народа – свой бог (и своя земля), у каждого бога – свой народ. Взаимно-однозначное соответствие между богом, народом, землей, как сказали бы математики. У нас – свои боги (свой бог), у вас – свои (свой). Мы к вам не лезем, вы – к нам не лезете. Взаимно уважаем богов друг друга.
В еврейской религии содержится другое, куда более «рискованное» понимание этих же проблем.
Как известно, великим открытием евреев, «цивилизационным переворотом», который они осуществили, был переход к идее Единого Б-га. Но само «единство» можно понимать по-разному. Можно считать, что Б-г един в том смысле, что нет «олимпийского», языческого многобожия, а есть Один, Всемогущий Б-г.
Можно к этому добавить, что Б-г один – для всех народов Земли. Но при этом – это Б-г евреев! «Только вас признал Я из всех племен Земли» (Амос, 3:2).
Здесь заложена большая опасность и большой соблазн. А именно: выступать эдакими незваными «всемирными миссионерами», которые приведут все народы к пониманию единого, истинного – нашего, еврейского – Б-га.
Антисемиты утверждают, что евреи, исходя из того, что они – «избраны Б-гом», считают себя «высшей расой», а «гоев» низшими существами, в каком-то расистском, едва не нацистском смысле. Это противоречит еврейской ментальности. Лев бен Бецалель (известный мудрец XVI века, создатель Голема) прямо говорил: «Не подобает одному народу подчинять другой, ибо Б-г сотворил каждый народ ради него самого и каждому народу подобает быть свободным». Больше того, пророк Миха говорил: «Ибо все народы пойдут – каждый во имя божества своего, а мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего во веки веков» (Миха, 4:5).
Но при этом вопрос о том, каким образом единый Б-г, избравший евреев, станет Б-гом всех народов, остается открытым. Насколько я понимаю, это – одна из основных тем, которые последние несколько тысяч лет обсуждают толкователи Торы и Талмуда. Им торопиться некуда, нам – тоже. Во всяком случае, никаких практических действий по обращению других народов в иудейскую веру, приобщения их к истинному Б-гу (тем более – по подчинению их этому Б-гу), евреи не предпринимали.
Но вот евреи – первые христиане – отвергнутые дома, стали проповедовать другим народам.
КРЕЩЕНЫЙ ЕВРЕЙ
Космополитическая религия воспринимается трудно – общая мама и общий папа людям чужды. Человечество развивается от конкретного к абстрактному. От родоплеменных богов-охотников, наглядных каменных идолов и баек про таких простых, человечных Олимпийских богов – переход к единому и скрытому Б-гу евреев. Следующий, еще более трудный переход – разрыв пуповины, связывающий Б-га с Его Народом. Появляется глобалистский, общий для всех, космополитический Б-г. Христиане для этого должны совершить подвиг: отказаться от эгоцентрического, подросткового взгляда на мир, где твое племя (народ) – естественный центр мироздания, прийти к обидному выводу, что перед Б-гом равны… все народы, в Него верящие! Космополитическое христианство противоречит национализму – недаром национализм и появился в Европе лишь в XIX веке, когда христианство стало слабеть.
Однако, если представить, что общий Б-г еще и не «равноудаленный», не «ничей», а, наоборот, принадлежащий к вполне определенному народу, то картина становится иной. Драматически иной.
И принадлежит «наш бог» не какому-нибудь давно исчезнувшему народу, а вполне реальным евреям! Прошу у христиан прощения за невольное кощунство, но «крещеный еврей», ставший «нашим богом» – это уже чересчур! Тут – трагедия евреев и христиан, один из источников напряжения по линии «христианство-иудаизм». Иудео-христианство не может ни распасться на не зависящие друг от друга иудейство и христианство, ни снять противоречия между ними. Вот вам и «2000 лет вместе».
Папа Иоанн-Павел II оставил в щели Стены Плача записку, в которой написал «Б-г наших отцов, ты избрал Авраама и его потомков, чтобы они несли Твое Имя народам». Так ведь завидно народам-то, что «Б-г их отцов» избрал Авраама… а не их отцов! Конечно, с Б-гом, да и с отцами не поспоришь – но вот с евреев мы за это получим!..
Рожденный еврейкой «сын Давидов», говорящий по-еврейски, окруженный евреями, обращавшийся исключительно к евреям, пришедший «не нарушить, но исполнить Закон» (еврейский), живший и умерший в Израиле Христос становится богом народов… к которым он не обращался! «Нет ни эллина, ни иудея». Очень мило – но они-то для Христа и его апостолов все-таки «есть», а вот славян, германцев, галлов и т. п. основных христианских народов в этом перечне просто нет! «Вас здесь не стояло», ни Христос, ни апостолы, их вообще знать не знали, их даже не поминают! А они, эти народы, молятся: «Аще забуду тебе, Ерушалаим…» Опять «устами младенца» из «Братьев Карамазовых»: « – Что это он такое про Иерусалим… Это еще что такое? – Это он из Библии: «Аще забуду тебе, Иерусалиме», то есть если забуду все, что есть самого у меня драгоценного, если променяю на что, то да поразит… – Понимаю, довольно!». Понимаю?! Да нет – русский, французский или испанский мальчик, как та девочка в Третьяковке не поймет, «почему древние русские (французы, испанцы и т. д.) жили в Иерусалиме?»
Как ни крути, христианская, иудео-христианская религия говорит, что евреи – «родные дети», а христианские народы оказываются… «приемными», «младшими братьями», так, что ли?
БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
Конечно, простые люди так не чувствовали, так глубоко не лезли, не до того им было. Но религиозная элита чувствовала, думала. И в той точке, где Бг сопрягается с народом, они, священники, не могли не испытывать напряжения, а затем ревности и злобы в отношении еврейского народа. Дело не в зависти к деньгам да талантам евреев – это чушь… Дело в куда более страшной зависти-ревности – к еврейскому происхождению Христа.
Формальное решение просто: евреи отвергли Мессию (Христа) – и с этого момента перестали быть «избранным народом» – эта роль перешла к христианской церкви, христианским народам, «истинному Израилю». Опять: высшая ценность для русского, польского, немецкого священника – не истинная Россия, истинная Польша, истинная Германия, а истинный Израиль!..
Правда, осталась общая территория – неделимая, как сегодня Иерусалим не делится между арабами и евреями. Эта территория – общий для евреев и христиан Ветхий завет. Книгу не отрежешь от Народа Книги, сколько крови ни лей, какие каменные стены гетто ни строй.
Однако, главная проблема была в том, что оставалась ревность. Логический довод – вы отвергли Мессию, значит, вы – не избранные, а мы – избранные, – не снимает ревности. Это чувство вообще сильнее логики. Мы доказываем, что мы – избранные, но евреи Ему все равно – родные по крови, а мы – нет! Ревность ищет выход и, разумеется, находит: евреи – убийцы Христа! Из Евангелия ясно, что муки и смерть Христа были добровольны, Б-г – не бродяга, его нельзя распять против его воли. Но распятие Христа и «вина евреев» в этом преступлении давали ясное оправдание христианской ревности, оправдание необидное, понятное «улице». Невозможно сказать: мы ревнуем за то, что он, наш (а не еврейский!) бог произошел не от нас – а от них, говорил на их, а не на нашем языке… Так сказать невозможно, да и прихожане пришибут, пожалуй! Совсем другое дело: евреи нашего бога распяли! При этом огромное большинство паствы (в отличие от пастырей) про «породили» и знать не знают, а про «распяли» знают и помнят прекрасно.
Любопытно, что было бы, если бы евреи не «распяли Христа», приняли христианство? Еврейский Б-г (или Мессия, или Пророк), обращается к евреям, они его принимают… а потом к ним, к евреям, тихо-мирно присоединяется весь остальной мир римлян, «варваров» и т. д? Вот в этом случае, уж точно, «еврейская раса – первого класса», а христиане-неевреи оказываются «гостями у хозяев», оказываются в положении какой-то «духовной колонии» евреев!
Конечно, история не знает сослагательного наклонения. Вполне возможно, что в этом случае евреи бы просто растворились в христианском мире, действительно, не стало бы иудеев, а эллины (а в еще большем числе – «варвары») остались бы. Или, что еще гораздо вероятнее, «чисто еврейское христианство» никогда не стало бы глобалистской, мировой религией, а так бы и осталось в пределах Израиля – «где родился, там и сгодился».
Но что зря гадать… Есть то, что есть.
Вытолкав христианство из Иерусалима, евреи придали ему огромную энергию космополитического миссионерства. И это христиански-еврейское мессианство стало главной проблемой для евреев, главным духовным корнем антисемитизма.
Да, сила антисемитизма – в его глубочайших корнях, почти неотделимых от самых корней всей христианской, иудео-христианской цивилизации! Если антисемитизм и мутация – то мутация самого генофонда христианства. Антисемитизм – генетически модифицированный продукт христианства.
Из этого корня вырос бытовой и государственный антисемитизм. Но все обычные антиеврейские предрассудки лопнули, как мыльный пузырь. Евреи отравляют колодцы, пьют кровь христианских младенцев, занимаются только ростовщичеством, неспособны к творческой деятельности, не желают смешиваться с христианами, трусы, не умеют воевать, не могут создать свое государство, живут вечными паразитами в чужих странах… Ну кто сегодня (кроме явных психов) может всерьез воспринять хоть что-то из этого «списка Достоевского»?
Но хоть все обвинения и опровергнуты, а антисемитизм – жив! Он менее распространен, слабее внешне выражен. Но он по-прежнему глубже, чем, скажем, антимусульманские настроения. Хотя сегодня часть таких же обвинений (ненавидят все христианское, умеют только торговать, неспособны к творчеству, агрессивные, грязные и т. д.) перешла по наследству к мусульманам. Но антимусульманские настроения – это все-таки именно настроения, простая бытовая ксенофобия, хотя и помноженная на теракты. И все-таки, пока что тут делят цены и рынок – не более того. А антисемитизм – это идеология, опирающаяся на 2000-летнюю традицию, идеология, входившая (входящая?) в самую сердцевину христианства. Тут делят Б-га и Священное писание, не менее того.
Кстати, мусульмане – самые бешеные сегодня антисемиты – ничего своего не выдумали. Они просто с наслаждением засунули голову в готовую ловушку христианского антисемитизма. Не будь христианского антисемитизма, не было бы сегодня и его мусульманских эпигонов. И именно на этот антисемитизм опираются сегодня исламские радикалы. Ненависть к евреям оказывается у части христиан сильнее даже инстинкта самосохранения!
Да, опасно одному народу порождать Б-га для другого народа – даже невольно, даже против своего желания. Опасно народу заимствовать Б-га у другого народа, лучше сотворить для себя своего бога. Но история пошла так, как она пошла. Конечно, в этом тоже есть свой глубокий смысл – и для христиан и для евреев. Но в чем смысл – один Б-г знает…
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №190)