Секретные британские коммандос-евреи времен Второй мировой войны наконец вышли из тени
«Отряд Х» — это самый свирепый британский отряд коммандос времен Второй мировой войны, о котором вы, вероятно, никогда не слышали, пишет «The Times of Israel».
Он был официально известен как «3-й отряд Десятого (интернационального) подразделения коммандос», и 87 его членов были еврейскими беженцами из Германии и Австрии, которые были одержимы желанием отомстить нацистам, уничтожившим их семьи и родные общины. Некоторые коммандос сами пережили заключение в нацистские концлагеря. Поклявшись хранить в тайне свои истинные имена ради собственной безопасности, эти храбрые молодые люди взяли английские псевдонимы. Только один человек, секретарь в разведывательной службе МИ-5, работавший в отделе по расследованию несчастных случаев, имел доступ к списку подлинных имен и мест происхождения этих людей.
После полутора лет интенсивных тренировок в Уэльсе и Шотландии солдаты «Отряда Х» были назначены в авангард союзных войск, которые вторглись в Европу и сражались в самом сердце Третьего рейха. Используя передовые методы ведения боя и контрразведки, они предпринимали опасные миссии, чтобы проникнуть в тыл врага. Они могли немедленно допросить захваченного в бою врага, предоставляя неоценимую информацию наступающим союзным армиям. Солдаты «Отряда Х» никогда не сражались как единая сила. Они были прикомандированы индивидуально или небольшими группами к различным войскам и дивизиям союзников. Более половины из них были убиты, ранены или пропали без вести.
«Ничто не могло их остановить», — подчеркнула Лия Гарретт, автор новой книги об этом отборном и весьма мотивированном подразделении, чьи подвиги в значительной степени были потеряны для истории из-за их тайного характера. Опубликованная 25 мая книга «Отряд Х: Секретные еврейские коммандос времен Второй мировой войны» знакомит читателей с каждым этапом пути этих людей – от подростков из Центральной Европы до роспуска британских коммандос. Этот труд изобилует ранее неизвестными поразительными фактами благодаря успеху автора в рассекречивании давно закрытых сверхсекретных военных документов Великобритании.
Гарретт, директор Центра еврейских исследований и директор отдела иврита и еврейских исследований в Хантер-колледже в Нью-Йорке, уже написала одну книгу о солдатах – евреях Второй мировой войны – «Молодые львы: как писатели – евреи заново изобрели американский военный роман». Ее опыт исследования и яркого описания боевых действий проявляется в «Отряде Х». В книге есть известные имена, такие как премьер-министр Уинстон Черчилль, лорд Ловат, Мириам Ротшильд и немецкий фельдмаршал Эрвин Роммель. Что еще более важно, Гарретт рассказывает об «Отряде Х», сосредотачиваясь в первую очередь на судьбе трех человек: Колина Энсона (урожденного Клауса Ашера из Франкфурта), Питера Мастерса (урожденного Питера Арани из Вены) и Фредди Грея (урожденного Манфреда Ганса из Боркена, на северо-западе Германии, недалеко от границы с Нидерландами).
«Мне удалось собрать больше всего информации по этим трем. Они также являются хорошей троицей, чтобы поставить ее в центр истории, потому что они отличаются друг от друга тем, что представляют разный личный опыт и разный военный опыт», — заявила Гарретт. Энсон был единственным ребенком отца – еврея и матери – нееврейки. Крещенный и воспитанный как христианин, он не знал, что он наполовину еврей, пока отец не сказал ему об этом, когда он был подростком. Осенью 1937 года, после публичных выступлений против нацистов, отец Энсона Курт был арестован и отправлен в концлагерь Дахау. Менее чем через две недели у дверей семьи появился офицер гестапо и сообщил им, что Курт умер от «нарушения кровообращения». Его прах был отправлен его вдове и сыну – за их счет.
После «Хрустальной ночи» в ноябре 1938 года мать Энсона отчаянно пыталась вывезти его из Германии. В конце концов, ей удалось пристроить его на спонсируемый квакерами «детский транспорт» в Соединенное Королевство в феврале 1939 года. Она осталась дома и воссоединилась после войны со своим сыном – солдатом, который пережил изнурительные сражения в Италии.
Мастерс перебрался из Вены в Великобританию со своей разведенной матерью и сестрой после нацистского аншлюса Австрии. Они воссоединились с тетей в Лондоне. В Вене остался дедушка Мастерса по материнской линии, который был самой влиятельной еврейской фигурой в его жизни, водил его в синагогу и готовил к бар-мицве. Отец Мастерса бежал в Швейцарию перед войной. В день «Д» Мастерс, шатаясь, пробирался сквозь волны высотой по пояс, держа велосипед в одной руке и пулемет над головой, когда он высаживался на Сорд-Бич (одно из пяти мест высадки войск союзников в июне 1944 года).
В ходе своего исследования Гаррет обнаружила, что – вопреки общепринятым историческим данным – Мастерс и другие коммандос – велосипедисты фактически первыми пересекли стратегический мост Пегаса. «Я смогла «переписать» историю! Они были там, но об этом никто не знал», — взволнованно заявила автор.
В отличие от большинства солдат «Отряда Х», которые происходили из ассимилированных семей, Ганс (он же Грей) был из ортодоксальной еврейской семьи. (Гарретт на протяжении всей книги называет его Гансом, потому что, в отличие от большинства своих товарищей, после войны он вернулся к своему первоначальному имени и соблюдению заповедей иудаизма). Пожалуй, самая яркая часть «Отряда Х» — это рассказ о том, как Ганс реквизировал джип с водителем в конце войны и за два дня проехал из Нидерландов через Германию в Чехословакию в поисках своих родителей, бежавших из Германии в Нидерланды (у них было местное гражданство) до войны. Он чудом нашел их живыми в Терезиенштадте. «В лагере быстро распространяется новость: случилось невозможное. Сын вернулся, чтобы найти своих родителей, и нашел их. Не все евреи в мире были убиты. Нацисты не везде одержали победу», — пишет автор.
Еще более необычно то, что Ганс обратился к принцессе Нидерландов Юлиане, которая вернулась из своего правительства в изгнании в Канаде. Принцесса дала Гансу аудиенцию, на которой пообещала освободить голландских евреев из лагеря. Она выполнила свое обещание и помогла им переехать в Эйндховен. Родители Ганса в конечном итоге репатриировались в Израиль, где до войны поселился один из их сыновей. Ганс не только пережил множество опасных сражений, но и вся его семья — родители и трое сыновей — осталась невредимыми к концу Холокоста.
«Однако важно отметить, что Ганс, Энсон и Мастерс являются исключениями, поскольку большинство солдат «Отряда Х» потеряли гораздо больше членов семьи», — заметила Гарретт. Как и некоторые другие выжившие члены «Отряда Х», Ганс некоторое время оставался в Европе, чтобы помочь в проведении денацификации, прежде чем продолжить свою жизнь. В конце концов он и Мастерс переехали в США, где они открыто жили как евреи и делились своим военным опытом со своими женами и детьми. В отличие от Ганса, Мастерс продолжал использовать фамилию, которую он был вынужден принять после присоединения к «Отряду X».
«Все те, кто остался в Великобритании, сохранили имена, которые они приняли, как члены «Отряда Х». Для них это была их взрослая личность. Тех, кем они были до войны, на самом деле больше не существовало, и им было слишком больно мысленно возвращаться в свою Германию или Австрию», — объяснила Гарретт. Более того, ни один из них не исповедовал иудаизм, и многие крестились и вырастили свои семьи как англикане. Гарретт объясняет это отчасти тем, что мужчины происходили из ассимилированных семей, а отчасти заметным уровнем латентного антисемитизма в стране.
Следует отметить, что мемориал павшим членам «Отряда Х», установленный в Абердови в Уэльсе, где они тренировались под руководством своего любимого командира Брайана Хилтон-Джонса, не упоминает об их принадлежности к евреям. По словам Гарретт, попытки еврейских ветеранских организаций убедить местный совет хотя бы изменить информацию о солдатах «Отряда Х» в брошюре для посетителей не увенчались успехом.
«Возможно, публикация этой книги побудит совет пересмотреть свою позицию», — пишет она.
Прекрасная новая книга Гарретт исправляет эту ошибку, полностью рассказывая о подвигах солдат и точно отражая, кем они были. Все выжившие продолжали жить разной жизнью, но их объединяла одна основа. «Независимо от того, говорили они когда-либо об «Отряде Х» или нет, все они чувствовали глубокую благодарность британцам за то, что они приняли их и дали им возможность сражаться с нацистами», — подчеркнула Гарретт.