Новости

Уничтожение еврейских кладбищ в Польше задокументировано в новой книге

12 марта 2021, 16:00 История
Поделиться

Большинство людей считает, что разрушенные еврейские захоронения в Польше были осквернены нацистами. Однако эксперт по еврейским кладбищам заявил, что польские граждане, вероятно, нанесли им больше ущерба после войны, чем немецкие оккупанты, сообщает «The Times of Israel».

Книга Кшиштофа Белявского под названием «Уничтожение еврейских кладбищ», доступная на польском языке, исследует уничтожение еврейских кладбищ в Польше после Второй мировой войны. «До сих пор ни одна книга не связала разрушение нацистской эпохи с последующими десятилетиями», – заявил Белявский, который ищет издателей на иврите и английском языке. «Эта работа опровергает несколько мифов, в том числе предполагаемое массовое разрушение кладбищ во время Хрустальной ночи и очень распространенное высказывание о том, что кладбища были полностью разрушены немцами», – отметил Белявский в интервью «The Times of Israel». «На самом деле, даже если кладбище было разрушено нацистами во время войны, оно также было разрушено местным населением», – подчеркнул он. «Масштабные разрушения были произведены послевоенным польским государством».

Около 20 лет назад, когда он работал туристическим агентом в Варшаве, Белявский, не еврей, увлекся еврейской историей. После создания сайта о еврейских кладбищах в Польше, он изучал иудаику в аспирантуре и в 2009 году присоединился к сотрудникам Музея истории польских евреев POLIN. За годы исследований Белявский не единожды оказывался в центре внимания СМИ. Десять лет назад он сообщил, что еврейские надгробия были использованы для строительства участка на городском кладбище Варшавы, где были похоронены солдаты Красной Армии. Внимание средств массовой информации способствовало переносу надгробий на соседнее еврейское кладбище в Бродно, где они «были разбиты бездомными, живущими на кладбище», – рассказал Белявский.

Бродненское еврейское кладбище используется с 1740 года. Хотя нацисты действительно разрушили некоторые территории, сказал Белявский, «самые большие разрушения были нанесены в 1950-х годах, когда варшавские власти решили превратить кладбище в парк. Бульдозеры свалили все мацевы в огромные кучи». В своем всестороннем исследовании Белявский документирует сотни примеров разрушения еврейских кладбищ. В течение 1960-х годов они исчезли, уступив место школам, торговым центрам, спортивным аренам и паркам. «С начала поселения евреев в Польше было создано около 1200 еврейских кладбищ. Вероятно, ни одно из них не избежало разрушения», – заявил историк Кшиштоф Персак из Польской академии наук. «В своей книге Белявский описывает печальную реальность, вызывающую моральное негодование и стыд».

В интервью «The Times of Israel» Белявский рассказал о том, почему так долго не выходили книги, подобные его труду, а также о текущем состоянии польско-еврейских отношений. Он отметил, что тема кладбищ – один из «тяжелых камней» в исследовании польско-еврейских отношений. По словам Белявского, большая часть его 280-страничной книги посвящена разрушениям после Второй мировой войны. «После падения коммунизма ситуация изменилась, но еврейские кладбища по-прежнему в опасности», – отметил он. Белявский подчеркнул, что после падения коммунистического режима поляки «столкнулись с тяжелым прошлым и историческими фактами, такими как погромы в 1941 году в Едвабне и других городах, погром в Кельце в 1946 году и послевоенные убийства евреев». «Была также антисемитская кампания 1968 года, в ходе которой 13 000 евреев были вынуждены эмигрировать из Польши. Еще больше кладбищ остались без смотрителей. Многие принимают это знание. Другие это отрицают и – наверняка – многим это неинтересно», – отметил он.

Как рассказал историк коммунистический режим не допустил воссоздания довоенных еврейских общин, тем самым забрав их имущество, которое могло пойти на содержание кладбищ. В 1958 году правительство инициировало кампанию «очистки» «заброшенных кладбищ», что привело к многочисленным случаям превращения кладбищ в стройки, парки или детские площадки. После 1989 года участие государства в разрушении кладбища сократилось. «Несколько новых законов обеспечили лучшую защиту кладбищ. Тем не менее каждый год отмечаются случаи, когда городские власти пытаются проложить дороги через кладбища – недавно в Замосць и Ясло – или осквернить кладбища иным способом», – отметил Белявский.

Отвечая на вопрос о причинах соучастия местных жителей в разрушении кладбищ, он отметил, что основной причиной было получение доступа к «бесхозной» собственности, такой как камни от мацев, дерево и кирпичи из стен и домов по обмыванию покойных. Некоторые кладбища использовались как сельскохозяйственные угодья или участки для строительства. Кроме того, по словам историка, важную роль в участии этих людей в разрушении кладбищ играл антисемитизм. «Они разрушали еврейские или протестантские кладбища как места «чужих» – этнических и религиозных пришельцев. В данном случае заповедь «Не укради» не была обязательной», – рассказал он. При этом в разрушении кладбищ принимали участие не только местные маргиналы, но и вполне уважаемые люди. Так, на одном из кладбищ построил себе дом учитель. В некоторых городах священники и монахи использовали дворы, вымощенные мацевами. Многие деструктивные поступки были совершены молодежью.

С другой стороны, он цитирует письма поляков, которые были против разрушения кладбищ. «Я включил людей, которые решили позаботиться об этих местах, отчасти, чтобы показать, что история и люди не черно-белые». Белявский отметил, что у него вызывает надежду растущая активность местных жителей-неевреев с 1989 года. «Они заботятся о кладбищах в своих городах и деревнях из-за их уважения к местам захоронения местного наследия или интереса к еврейской истории и культуре. Когда эти кладбищенские инициативы предпринимаются местными поляками, они обычно пытаются найти и пригласить евреев родом из их города. Это помогает объединять людей, узнавать нашу общую историю и понимать друг друга. Если еврейские организации или евреи из-за границы пытаются восстановить кладбище, в большинстве случаев они сотрудничают с местными властями, компаниями, школами и ассоциациями.

Многие кладбища были очищены, огорожены и почтены благодаря евреям из Польши и их потомкам, которые сейчас живут в других странах. Но все же этого было недостаточно. У большинства кладбищ нет смотрителей и, как заявил Ян Ягельский из Еврейского исторического института, эти кладбища умирают», – заключил историк.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции