Может ли бывший бар быть одной из утраченных средневековых синагог Испании?
У здания 14-го века, расположенного в узком переулке в историческом центре Утреры, стены внутренних двориков которого покрыты мхом, а внутренние стены окрашены в вызывающие оттенки фиолетового и оранжевого, была долгая и разнообразная история, пишет «The Guardian».
На протяжении веков оно служило андалусскому городу больницей, приютом, рестораном и, в его последнем воплощении, баром. Однако еще раньше, возможно, это была синагога, в которой более 500 лет назад молилась большая еврейская община Утреры. После месяцев исследований и опросов команда экспертов, привлеченная городским советом, начала поиск того, что может стать одной из самых больших из очень немногих сохранившихся средневековых синагог Испании. Упоминания об утраченной синагоге относятся к началу 17 века.
В истории Утреры 1604 года Родриго Каро, местный священник, историк и поэт, описал район центра города, каким он был в предыдущие века, написав: «В этом месте жили только иностранцы и евреи… которые имели синагогу там, где сейчас стоит больница «Мизерикордия»». Больница была основана в 1492 году – в том же году, когда испанские евреи были изгнаны королем Фердинандом и королевой Изабеллой после столетия преследований. «Это первое упоминание, которое у нас есть», – заявил Мигель Анхель де Диос, один из археологов, работающих над проектом. «К счастью, здание сохранилось – в основном потому, что оно всегда использовалось – даже как бар». Если средневековая синагога будет обнаружена после множественных модификаций, она станет одной из немногих средневековых синагог, которые сохранились до наших дней, наряду с Эль-Транзито и Санта-Мария-ла-Бланка в Толедо, синагогой Кордовы, Корпус-Кристи в Сеговии и Синагогой-дель-Агуа в Убеде.
Как следует из некоторых названий, синагоги часто превращались в католические церкви. Здание, которое оставалось заброшенным в течение двух десятилетий, прежде чем было куплено городским советом Утреры в 2018 году, за свою долгую и эклектичную жизнь бесчисленное количество раз перепрофилировалось. «Мы отметили три различных модификации в здании и определили места, которые мы собираемся исследовать, чтобы попытаться подтвердить существование синагоги», – рассказал Де Диос. «Мы обследовали участок и обнаружили некоторые странные вещи, такие как разная высота между тем, что внутри, и тем, что снаружи».
Де Диос, который работает с товарищем-археологом Росио Лопес Серена и архитектором Антонио Харамильо, теперь ищет доказательства, подтверждающие историю Каро. «В синагоге всегда есть много специфических вещей, точно так же, как есть вещи, которые всегда можно найти в церкви или мечети», – сказал он. «Должна быть миква, или ритуальная ванна, за пределами молитвенного зала и какое-то сооружение для женской галереи». И, конечно же, добавил он, «найти менору – все равно что найти удостоверение личности». Но Де Диос реалист, и поэтому сомневается по поводу некоторых утверждений, касающихся еще не открытой синагоги. «Если окажется, что это синагога, нам нужно будет посмотреть, в каком состоянии она находится и являются ли стены оригинальными стенами молитвенного зала, или же это более поздняя реконструкция, которую можно было бы построить вокруг или поверх оригинальных стен», – заявил он. «Я был бы очень осторожен с разговорами о том, что это вторая по величине сохранившаяся синагога в Испании, но, она может быть одной из самых больших».
Мэр Утреры Хосе Мария Вильялобос заявил, что открытие синагоги может принести городу культурные, гражданские и экономические выгоды. «Я думаю, что это поможет нам немного лучше понять самих себя, если мы поймем прошлое Утреры как места, где разные люди и разные культуры жили бок о бок», – заметил он. «Наличие такого особенного здания также будет важным стимулом для культурного и исторического туризма, тем более что мы всего в 20 минутах езды от Севильи».
Поиски синагоги происходят на фоне того, что Де Диос рассматривает как более широкую попытку связать Испанию с ее еврейским прошлым, «и изучить влияние, которое оно оказало на наше историческое и археологическое наследие, на нашу культуру, наши обычаи и даже на нашу еду». В течение последних 26 лет группа городов по всей Испании – «Red de Juderías de España» (Сеть еврейских кварталов Испании) – стремилась сохранить и популяризировать историческое, культурное и архитектурное наследие давно изгнанных евреев страны.
В 2015 году парламент Испании принял закон о предоставлении гражданства потомкам евреев, изгнанным в 1492 году, в попытке искупить то, что тогдашнее правительство назвало «исторической ошибкой». Более 130000 человек подали заявки на получение гражданства.
«Это странно, но людям потребовалось много времени, чтобы начать изучать историю евреев в Испании», – заметил Де Диос. «Больше внимания уделяется исламской культуре, которая также оставила свой след здесь, в Андалусии». Исаак Бензакен, президент Федерации еврейских общин Испании, заявил, что открытие синагоги – если оно будет подтверждено – даст «еще один след продолжительного сосуществования», которое закончилось в 1492 году. Такие открытия, добавил он, «раскрывают социальное и культурное богатство прошлого Испании, а также показывают глубинные корни нашей культуры в этой стране».