ОАЭ, Бахрейн: нам нужна «единая позиция» с Израилем по иранским ракетам и ядерному оружию
Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн 26 января призвали к согласованным усилиям с Израилем по оказанию давления на новую администрацию США в отношении Ирана. Выступая на встрече с министром иностранных дел Израиля Габи Ашкенази, министр иностранных дел Бахрейна Абдуллатиф бин Рашед Аль-Зайяни подчеркнул обеспокоенность стран по поводу ядерной программы Тегерана, баллистических ракет и деятельности на Ближнем Востоке, отмечает «The Times of Israel».
«Совместная региональная позиция по этим вопросам окажет большее влияние на Соединенные Штаты», – подчеркнул Аль-Зайяни. Министры иностранных дел Бахрейна и Израиля, а также государственный министр иностранных дел Эмиратов выступили в первый день 14-й ежегодной международной конференции Института исследований национальной безопасности (INSS), которая в этом году проводится виртуально из-за ограничений, вызванных эпидемией Covid-19. Модератором панели выступил бывший генеральный директор INSS Амос Ядлин.
Президент США Джо Байден заявил о своем желании вновь присоединиться к Совместному всеобъемлющему плану действий 2015 года, в то время как Израиль настаивает на дополнениях к соглашению, включающих новые ограничения на программу баллистических ракет Ирана и поддержку террора и дестабилизации во всем мире. На прошлой неделе министр иностранных дел Исламской Республики предупредил, что его страна не примет изменения условий соглашения 2015 года, которое в настоящее время не касается ракетной программы Ирана или его деятельности в других странах.
«Мы должны отреагировать на ракетную программу Ирана, – продолжил Аль-Зайяни, – на его поддержку своих ставленников в регионе и его вмешательство во внутренние дела государств по всему региону, чтобы обеспечить более широкий мир и стабильность на Ближнем Востоке». СВПД был подписан Ираном и шестью мировыми державами, известными как P5 + 1, в 2015 году. Тогдашний президент Трамп в одностороннем порядке вывел США из соглашения в 2018 году, предпочтя вместо этого санкционные меры «максимального давления». Одной из «неудач» СВПД, как заявил 26 января государственный министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш, было «отсутствие в нем регионального голоса». Иран разработал условия для возврата к соблюдению соглашения, одно из которых состоит в том, что к соглашению не могут быть добавлены новые подписанты, — речь идет об арабских странах Персидского залива.
С 2019 года Тегеран приостановил соблюдение большей части ограничений, установленных соглашением, в ответ на отказ Вашингтона от сокращения санкций и неспособность других сторон соглашения компенсировать это. Сейчас он обогащает уран до 20%, что близко к уровню, пригодному для создания ядерного оружия.
Израиль, ОАЭ и Бахрейн стремятся отговорить администрацию Байдена от возвращения к СВПД в его первоначальной форме. Аль-Зайяни предположил, что условия соглашения должны быть изменены в свете подписания Соглашений Авраама 2020 года, заключенных при посредничестве США, которые нормализовали отношения между Израилем и ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом. «Любое будущее соглашение с Ираном должно отражать новую реальность в регионе и быть приемлемым для всех государств региона». Ашкенази, бывший начальник штаба ЦАХАЛ, согласился с тем, что соглашения «усилили региональный голос» и подчеркнул важность сохранения надежного военного рычага в политике Израиля в отношении Ирана. Он также предостерег от «конфронтационной политики» с целью повлиять на администрацию Байдена, вместо этого призвав к «профессиональному диалогу, реальному, прозрачному … Предложив стремиться к ситуации, в которой опасения Израиля будут ясно изложены высокопоставленным американским чиновникам».
Министры стран Персидского залива также обсудили свою поддержку решения о создании двух государств. Они утверждали, что Соглашения Авраама будут способствовать прогрессу в израильско-палестинских мирных переговорах. Соглашения «создали стимул для такого прогресса и сократили препятствия, которые могли бы обратить этот процесс вспять», – отметил Аль-Зайяни. В обмен на официальные связи с ОАЭ Израиль согласился приостановить планы аннексии значительной части Западного берега в соответствии с израильско-палестинским мирным планом, разработанным администрацией Трампа. Этот шаг вызвал раскол между Абу-Даби и Рамаллахом, который считал нормализацию отношений с Израилем преждевременной из-за отсутствия мирного соглашения между Израилем и Палестиной, хотя ОАЭ заявляют, что они по-прежнему привержены делу Палестины.
«Спустя 40-50 лет мы пришли к выводу, что разрыв с Израилем не был эффективным, скорее мы могли более продуктивно реагировать на наши разногласия с ним посредством диалога, взаимодействия, доверия и компромисса», – пояснил Гаргаш.
Плоды мира
Дипломаты изложили свое видение следующего этапа процесса нормализации отношений между Израилем и его новыми партнерами в Персидском заливе. Гаргаш подчеркнул важность обеспечения «преимуществ мира для обычного гражданина – свободы передвижения и дополнительных возможностей», добавив, что ОАЭ стремятся принять больше израильских туристов. По словам Ашкенази, более 70 000 израильтян посетили ОАЭ.
«The Washington Post» сообщила, что более 150 ресторанов Эмиратов начали подавать кошерные блюда. Аль-Зайяни произнес более осторожную речь, предупредив, что мир требует терпения и что правительства должны создать среду, в которой связи смогут органично развиваться. По словам Ашкенази, более 1000 компаний из Израиля и стран Персидского залива участвуют в сотрудничестве различного рода, и три страны разрабатывают более 40 соглашений, которые послужат практической основой для дальнейшего сотрудничества. Первый посол Израиля в ОАЭ Эйтан Наэ заявил «The Times of Israel», что растущие связи с Персидским заливом будут иметь благоприятные экономические последствия, и что он ожидает, что торговля с Персидским заливом снизит стоимость жизни в Израиле.