День, когда ломали топоры
Сказал рабби Шимон бен Гамлиэл: Нет для Израиля праздников главнее, чем 15 ава и Йом Кипур.
В Талмуде (Таанис, 30б) перечислены радостные события, случившиеся в пятнадцатый день месяца ав.
— Перестали умирать люди из поколения Исхода. Через несколько месяцев после того как народ Израиля был освобожден из египетского рабства, случай с «соглядатаями», изложенный в Бемидбар (13,14), показал, что они не готовы завоевать землю Ханаана и сделать ее «Святой землей». Б‑г порешил, что все люди этого поколения умрут в пустыне и вместо них на эту землю придут их дети. Через 40 лет скитаний по пустыне умерли все из старого поколения, и новое поколение евреев готово было войти в Святую землю. Случилось это 15 ава 2487 года от сотворения мира (1274 г. до н. э.).
— Разрешили брать в жены женщин из других колен Израилевых. Прежде, для того чтобы по справедливости разделить Святую землю между двенадцатью коленами Израилевыми, были наложены ограничения на браки между людьми из разных колен. Женщине, унаследовавшей от отца удел, запрещалось становиться женой человека из другого колена, чтобы дети ее, принадлежащие к племени колена отца своего, унаследовав ее удел, не передавали землю из одного колена в другое. Этот запрет был наложен на поколение, завоевавшее Святую землю и поселившееся там. Когда же запрет 15 ава был снят, событие это сочли достойным празднования.
— Колену Биньямина было позволено вернуться в общину. Также 15 ава — день, когда колено Биньямина, изгнанное за свое поведение из‑за случая с «единоплеменником в Гиве», описанного в Книге Судей (гл. 19‑21), вновь было принято в общину Израиля.
— Ошеа бен Эйла открыл дороги к Иерусалиму. Когда после смерти царя Соломона Святая земля была разделена на два царства, Йоровам бен Нават, правитель отделившегося Северного царства — Израиля, поставил на дорогах заставы, чтобы его подданные не совершали положенного трижды в год паломничества в Священный Храм в Иерусалиме, столице Южного царства — Иудеи. Убрал заставы более двухсот лет спустя Ошеа бен Эйла, последний царь Северного царства, 15 ава 3187 года (574 г. до н. э.).
— Погибших в Бейтаре разрешено было похоронить. Крепость Бейтар была последним оплотом во время восстания Бар‑Кохбы. Когда 9 ава 3893 года (133 г. н. э.) Бейтар пал, Бар‑Кохба и тысячи евреев были убиты. Выживших после сражения римляне уничтожали с особой жестокостью, и евреям не позволяли даже хоронить своих мертвецов. Когда же тела умерших в Бейтаре были наконец погребены 15 ава 3908 года (148 г. н. э.), в память об этом к молитве, совершаемой после еды, было добавлено еще одно благословение — а‑Тов ве‑а‑Мейтив.
— «День, когда ломают топоры». Когда Священный Храм стоял в Иерусалиме, ежегодно рубить дрова для жертвенника заканчивали 15 ава. Это событие отмечали по‑праздничному, как и положено по завершении дела благочестивого, и устраивали церемонию, в ходе которой ломали топоры, — отсюда у этого дня такое название.
Каждое из этих событий достойно празднования, но как объяснить удивительное высказывание рабби Шимона, заявившего, что «важнее праздника для Израиля не было»? Чем 15 ава важнее Пейсаха, дня Исхода из Египта, или Швуэса, — дня, когда мы получили Тору? Рабби Шимон ставит его даже прежде другого, по его мнению, «великого праздника», — Йом Кипура!
Лунный календарь
Чтобы понять важность 15 ава, мы должны обратиться к еврейскому календарю. Самое существенное в нем, что это — календарь лунный, месяцы его устанавливаются в соответствии с фазами Луны, как описано в Шмойс (12:2) и Мехилте (I, 236б). Зогар объясняет, что народ Израиля отсчитывает время по Луне, потому что в этом мире мы — как Луна: поднимаемся и закатываемся в ночах истории, знаем времена славы и поражений, и на смену свету приходит тьма. Как у Луны, каждый провал, каждое поражение — это лишь начало очередного возрождения и обновления.
Ночь, когда Луна, прежде скрытая, снова видна с Земли, отмечает начало нового месяца. Следующие две недели еврейский месяц растет вместе с Луной, достигая наивысшей точки в пятнадцатую ночь — ночь полнолуния. Затем следуют две недели, когда Луна идет на убыль, пока наконец не исчезает окончательно, и месяц подходит к завершению. Новое рождение Луны через 29 или 30 ночей после предыдущего начинает новый месяц — Луна опять растет, затем убывает и, исчезнув совсем, возрождается.
Соответственно, пятнадцатое число отмечает наивысшую точку месяца и то, чем оно знаменательно в жизни евреев. Например, нисан — месяц избавления, в первый день нисана началось наше освобождение из египетского рабства, однако результаты стали окончательно ясны лишь 15 нисана, когда евреи вышли из Египта. Поэтому 15 нисана мы отмечаем праздник Пейсах и в ходе сейдера вновь наслаждаемся даром, данным Б‑гом, — свободой.
Другой пример — месяц тишрей. Мы 1 тишрея, в Рош а‑Шона коронуем Б‑га как Властелина Вселенной, вновь и вновь посвящая все Им сотворенное той цели, для которой оно и было создано, пробуждая в Б‑ге желание продолжать творить и поддерживать сотворенное Им. Но празднование Б‑жественного коронования затмевают дни торжества и благоговейного страха в первой половине тишрея, и в полную силу оно начинается в радостный праздник Суккос — 15 числа.
То же можно сказать о любом из двенадцати месяцев еврейского года. В каждом из них есть нечто, присущее ему одному: каждый проходит стадии упадка и роста, сокрытия и выражения, и наивысшей точки каждый месяц достигает 15 числа.
Сила противодействия
Вот в чем особенность 15 ава.
Чем ниже камень скатился с горы, тем больше сила, возносящая его на следующую гору. Чем больше оттянута тетива лука, тем быстрее и дальше летит пущенная стрела. Этому базовому закону физики подчиняется и поток лунного времени, и духовные качества, им воплощаемые: чем ниже падение, тем выше последующее восхождение.
Следовательно, в месяце ав пятнадцатое число значимее всех прочих. Потому, что нет мрачнее тьмы, чем та, что предшествует полнолунию в ав.
Вторая половина тамуза и первые дни ава знаменуют собою сбой в сердцебиении Вселенной — наступление духовной зимы, которую нам только предстоит преодолеть. 17 тамуза 3829 года от сотворения мира (69 г. н. э.) лунная орбита еврейской жизни так резко снизилась, как никогда прежде за четыре тысячи лет. В тот день стены Иерусалима рухнули под натиском армии римлян. Следующие три недели, с 17 тамуза до 9 ава, по сей день соблюдаются как траурные «Три недели»: враг продвигался по Иерусалиму, захватил Храм и 9 ава сжег его. Также 9 ава — день разрушения Храма в 3338 году (423 г. до н. э.) и других трагических событий в еврейской истории.
Разрушение Храма было лишь физическим аналогом более важной потери — духовной. Храм в Иерусалиме был местом, где проявлялось присутствие Б‑га в нашем мире — источником всего духовного и Б‑жественного в жизни и средоточием усилий претворить Б‑жественную цель, создав «обитель Б‑га в материальном мире» (Мидраш Танхума, Носой, гл. 16; Тания, гл. 36). Разрушение Храма означало прекращение прямого и непосредственного общения Б‑га с созданным Им и наступление голуса: когда Б‑жественный лик сокрыт, истинная реальность мироздания спрятана под маской телесного и раздробленного мира, в котором мы сейчас и живем.
Однако чем ниже падение, тем выше следующее за ним восхождение. Страшная тьма последних дней тамуза и первых дней ава несет в себе зачатки столь же великой «полной Луны» 15 ава — полной Луны, представляющей совершенный и гармоничный мир Мошиаха, — следствие нашего долгого и горького голуса.
События
Важность происшедших 15 ава различных радостных событий заключается в том, что каждое из них отмечает очередную ступень вверх, пройденную после 9 ава, — сказано в Талмуде.
Разрушению Храма 9 ава предшествовало другое трагическое событие, случившееся в тот же день за много веков до того. Именно в канун 9 ава вернулись соглядатаи, посланные Моше осмотреть Святую землю, и отговорили народ Израиля селиться на этой земле и освящать ее, из‑за чего Б‑г и повелел, чтобы поколение Исхода не вошло в Землю Израиля.
И действительно, эти два события взаимосвязаны: мудрецы говорят, что если бы народ, который Моше вывел из Египта, был достоин войти в Святую землю и построить Храм в Иерусалиме, это строение было бы вечным, незыблемым и нерушимым. Цель создать «обитель Б‑га в материальном мире» была бы достигнута полностью, и удалось бы избежать последующих падений и испытаний (Сота, 9а).
Таким образом, события того 9 ава были и причиной, и предвестниками разрушения и голуса, который принес много веков спустя этот день.
Поэтому, когда умерло все поколение Исхода, что случилось к 15 ава, означало это и начало «восхождения» ава. Согласно Иерусалимскому Талмуду (Таанис, 4), смерти прекратились 9 ава, но сыны Израилевы поняли это только 15 ава, поэтому его и назначили днем празднования. Это согласуется с важностью пятнадцатого числа как середины месяца: в этот день Луна, естественно, всегда полная и находится в той точке своего цикла, когда «полная Луна» лучше всего видна, и мы можем наслаждаться ее светом. По тем же признакам в еврейской истории взлеты и падения представляются таковыми лишь в нашем восприятии и ощущении близости к Б‑гу. По сути, однако, падений нет, потому что даже 9 ава, в момент разрушения Храма, наши отношения с Б‑гом нисколько не изменились. Новое поколение было готово войти в эту землю и заложить основы обновления и переустройства.
Когда разделения между коленами были сняты и людям разных племен было разрешено вступать в брак, была исправлена еще одна ошибка из тех, что привели к «падению». Мудрецы говорят, что основной причиной разрушения Храма была разобщенность народа Израиля. А следовательно, ключ к восхождению и избавлению — в нашем объединении и согласии. Таково значение и еще двух событий, связанных с 15 ава: принятие заблудшего колена Биньямина обратно в общину и снятие застав, разделявших народ Израиля на две части и не давших Храму стать объединяющей силой для братьев, измученных политическими спорами.
Падение Бейтара, случившееся 9 ава и положившее конец последней серьезной попытке освободить землю Израиля от римского господства, было кульминацией трагедии, начавшейся в тот же самый день за много лет до этого с разрушения Храма и изгнания народа Израиля. Первая передышка после того сокрушительного для еврейского народа удара — захоронение погибших в Бейтаре 15 ава пятнадцать лет спустя — еще один пример того, как 15 ава приносит избавление и очищение после 9 ава.
Разбитое железо
Еще одно подтверждение значимости этого дня — то, как отмечали 15 ава окончание рубки дров для службы в Храме. Ибо, ломая топоры, люди выражали главнейшую цель Храма, разрушение которого мы оплакиваем 9 ава: его восстановление ознаменует наступление эры Мошиаха.
Но зачем ломать топоры? Разве нельзя их сохранить до следующего года? Все дело в том, что неприемлемо использовать те же топоры в полной противоположности целям служения жертвенника и Храма.
Вот что повелел Б‑г: «А когда ты Мне будешь делать жертвенник из камней, не клади их обтесанными, дабы не занес ты над ними железо и не осквернил их» (Шмойс, 20:22); «Не поднимай на них железо… из цельных камней построй жертвенник Б‑гу» (Дворим, 27:5,6). Если какое‑либо железное орудие лишь касалось камня, то камень этот считался непригодным для жертвенника.
В Талмуде (Мидойс, 3:4) наши мудрецы толкуют это так: «Железо было создано, чтобы укорачивать человеческую жизнь, а жертвенник был создан, чтобы продлевать человеческую жизнь; поэтому не подобает, чтобы то, что укорачивает, касалось того, что удлиняет». Железом, из которого делали орудия смерти и разрушения, нельзя пользоваться при создании жертвенника, призванного принести человеку вечный мир и согласие.
Ожидание света
Конечно, все эти события лишь первые проблески, а Мошиах — полная Луна, Луна, еще не вышедшая из тьмы, скрывающей ее. Поэтому сегодня 15 ава — относительно незначительное событие в нашем годичном цикле. Мы отмечаем этот день, соблюдаем некоторые традиции, но нет во всем этом величия Пейсаха, радости Суккос или же восторженности Пурима. В отличие от тех праздников, «полная Луна» которых нам уже явлена, свет 15 ава еще не показался: мы все еще пребываем в голусе, тьма изгнания все длится, мы еще не выбрались из глубин, куда были низвергнуты событиями 17 тамуза и 9 ава.
Но эта дата уже отмечена в нашем календаре как величайшее из всех пятнадцатых чисел. С неминуемым приходом Мошиаха истинная важность «Дня, когда ломали топоры» предстанет миру в полном свете, и 15 ава будет отмечаться как самый великий из наших праздников.