Новости

Этот нееврейский лидер работает над восстановлением еврейских кладбищ в Польше

20 ноября 2020, 13:30 польша
Поделиться

День независимости в Польше в последние годы служил фоном для антисемитских, ксенофобских и насильственных инцидентов на националистических митингах. На прошлой неделе тысячи людей в Варшаве нарушили запрет на массовые собрания, вызванный эпидемией коронавируса, и вступили в столкновения с полицией, которая пыталась их разогнать.

Незаконное шествие в День независимости 11 ноября включало баннер с надписью «Нет еврейским требованиям» – ссылку на усилия, побуждающие Польшу принять закон, предполагающий реституцию собственности, которая когда-то принадлежала евреям, в основном жертвам Холокоста. По сравнению с предыдущими годами все прошло относительно спокойно. В 2017 году участники марша выкрикивали «Белая Европа, Европа должна быть белой», «Зиг Хайль» и «Убрать еврейство из власти».

Но в этом году в Нове Място, деревне, расположенной в 35 милях к северо-западу от Варшавы, около десятка подростков членов местного отделения Международного скаутского движения провели День независимости совершенно иначе. Они убирали местное еврейское кладбище, вырывая сорняки вокруг 10 уцелевших надгробий кладбища. В полдень члены команды «Вагабунда» отложили инструменты и присоединились к традиционному исполнению польского гимна «Еще Польша не погибла» или «Мазурки Домбровского».

Символика этого момента не ускользнула от Михаила Лащковского, президента Фонда культурного наследия, некоммерческой организации, которая в последние годы организовала уборку кладбищ и десятки других подобных мероприятий. «Тот факт, что уборка произошла в День независимости, был вызван практическими соображениями, а не стремлением сделать заявление», – заявил JTA 38-летний Лащковский. Введение мер строгой изоляции и закрытие школ в Польше вынудили скаутов отложить планы по очистке кладбища в прошлом месяце, сказал Лащковский, который связался со скаутами Нове Място по предложению мэрии. «Нам нужно было сделать это во время школьных каникул, поэтому мы выбрали День независимости», – заявил он. Тем не менее конечный результат достойный, заметил Лащковский. «Это символично, потому что похороненные здесь люди являются важной частью польской идентичности, которой не всегда уделяется должное внимание в День независимости», – подчеркнул он.

До Холокоста в Польше проживало 3,3 миллиона евреев. Нацисты и их пособники убили 3 миллиона из них – примерно половину от общего числа евреев, убитых во время Холокоста. Они также убили около 3 миллионов поляков-неевреев. Сейчас в стране проживает около 4500 евреев. Фонд культурного наследия в первую очередь сосредоточил внимание на местах, важных для поляков в соседних странах, территории которых раньше были частью Польши или до сих пор являются домом для поляков. Затем, в 2014 году, Лащковский посетил еврейское кладбище Окопова в Варшаве. На участке площадью 83 акра находится около 250000 могил, и оно входит в число крупнейших еврейских кладбищ Европы. Это также место последнего упокоения некоторых из самых известных личностей Польши, в том числе Людвика Заменгофа, изобретателя языка эсперанто, и Самуэля Оргельбранда, который опубликовал первую польскую энциклопедию в 20 веке.

Как вспоминал Лащковский, Окопова «было джунглями, просто джунглями». «Некоторые части кладбища выглядели как лес, потому что растения полностью покрывали надгробия», – отметил он. Добавив, что другие надгробия полностью погрузились в землю, которая накопилась из-за сгнивших листьев, упавших со многих деревьев, росших по всему кладбищу (там сейчас около 7000 деревьев). «Я подумал про себя: почему мы ремонтируем католические церкви на Украине, но ничего не делаем с одним из самых важных кладбищ в Польше?» Лащковский объединился с Фондом сохранения еврейского наследия в Польше и стал движущей силой решения польского правительства в 2017 году о создании инвестиционного фонда в размере 28 миллионов долларов, доходы которого направляются на восстановление и содержание варшавского кладбища.

«Если вы сейчас пойдете в Окопова, это все равно будет похоже на джунгли», – отметил Лащковский. Около 2000 деревьев еще предстоит срубить, потому что они представляют опасность, а большие участки кладбища все еще засыпаны землей. «Но, если сравнить это с 2017 годом, – подчеркнул он, – вы уже заметите разницу». Окопова — это только верхушка айсберга для Фонда культурного наследия. В Польше насчитывается около 800 еврейских кладбищ из примерно 1200, существовавших до Холокоста. Фонд Лащковского подобрал 120 уцелевшим кладбищам организации, которые он называет опекунами – такие, как благотворительные организации, ассоциации или даже школы, которые берут на себя обслуживание и другие обязанности, связанные с кладбищем. «Быть ​​опекуном непросто, потому что еврейские кладбища принадлежат множеству организаций, от еврейских общин до муниципалитетов, лесных служб и даже частных землевладельцев», – заявил Лащковский. «Ты должен согласовывать любые действия с владельцем».

Реакция на попытки сохранить еврейские кладбища была трогательной, в том числе со стороны многих молодых людей, «которые никогда в жизни не видели евреев, но понимают, что иудаизм оставил большой след в нашем обществе», – сказал он. Но этот вопрос остается деликатной проблемой в стране с сильным правым крылом и широко распространенным сопротивлением населения как признанию действий (относительно небольшого числа) поляков, которые сотрудничали с немцами, так и решению нерешенного вопроса о еврейской собственности. Мероприятие, посвященное Дню независимости, намеренно держалось в тени, хотя некоторые местные СМИ освещали его, заявил Лащковский. «Мы не отправляли никакой информации», – добавил он. «Мы информировали только местные СМИ, потому что, откровенно говоря, Польша – очень сложная, разделенная страна.

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции