Вильгельм Рот: «Для немцев лояльность является одним из самых важных качеств»
В последнее время наблюдается значительная активность в отношениях Израиля и Германии. Рассказать о том, что побудило две страны двигаться по направлению друг к другу, а также очертить перспективы этой дружбы, мы попросили основателя Центра продвижения израильско‑европейских отношений Вильгельма Рота.
Шауль Резник → Израильские и немецкие политики встречаются на самом высшем уровне, ЦАХАЛ получает подлодки от Берлина, постоянно развиваются сферы научного и коммерческого сотрудничества. В чем причина такого активного укрепления отношений между двумя странами?
Вильгельм Рот ← Есть две причины. Первая — у израильско‑немецких отношений многолетняя история. Причем речь идет не только о наследии Холокоста. Немцы помнят о том, что именно их страна
предоставила еврейским гражданам равноправие. Именно в Германии еврей был впервые назначен на должность министра (речь идет о Вальтере Ратенау, погиб он, впрочем, тоже из‑за еврейского происхождения. — Ш. Р.). Вторая причина вообще не связана напрямую с Израилем или с происходящем на Ближнем Востоке. Как стало известно, в прошлом году американская разведка начала прослушивать разговоры Ангелы Меркель. Разрешение было получено из Государственного департамента США, о факте прослушивания явно знали и Джон Керри, и Барак Обама. Когда все это вскрылось, представления Меркель об американцах в значительной степени изменились. В прошлом она всецело полагалась на мнение Обамы относительно израильской верхушки. В свое время в беседах с Саркози и Кэмероном Барак Обама называл Биньямина Нетаньяху лжецом. Теперь же выяснилось, что полностью полагаться на оценки американских партнеров не стоит. Результатом чего стало укрепление израильско‑немецких отношений.ШР → По принципу «если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а — так»?
ВР ← Надо помнить, что для немцев лояльность является одним из самых важных качеств. Если партнер нелоялен, что ж, приходится усиливать связи с другими партнерами. Министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен посетила Израиль и провела целый ряд важных встреч. Она также пригласила с ответным визитом министра обороны Моше Яалона и его заместителя Элияу Бен‑Дахана. Министр иностранных дел Германии Франк‑Вальтер Штайнмайер прибыл в Израиль, чтобы узнать из первоисточника о том, что происходит в секторе Газа. Он своими глазами увидел подземные туннели, которые роет «ХАМАС» для контрабанды оружия и проведения террористических актов. Такого рода официальные визиты немецких политиков можно считать беспрецедентными. Если взять партии, действующие в Германии, можно заметить, что против существования еврейского государства выступают разве что радикалы с двух сторон — неонацисты, марксисты и анархисты. Израиль поддерживают как левоцентристы, так и правоцентристы.
ШР → Да, но в Израиле есть немало людей, рассматривающих Германию сквозь призму недавних печальных событий. Министр сельского хозяйства Ури Ариэль, например, резко высказался против выступления Ангелы Меркель в кнессете. Его оскорбило звучание немецкого языка в еврейском парламенте.
ВР ← Израильские политики, которые относятся к Германии с подозрением, — это, как правило, люди старой закваски. Дети тех, кто пережил Катастрофу. Они помнят ожесточенные дискуссии, которыми сопровождалось решение принять немецкие репарации. Но если мы взглянем на ту же партию «Еврейский дом», к которой принадлежит Ариэль, мы обнаружим, что ее глава Нафтали Беннет вполне положительно относится к сближению двух стран. Министр юстиции Аелет Шакед посетила Германию, и я лично слышал в этой связи немало восторженных отзывов немецких политиков. Например: «Это первый за прошедшие 30 лет визит столь профессионального израильского министра юстиции, который, к тому же, заинтересован в укреплении связей». Израильтяне понимают, что на каждом континенте у них должны быть союзники, будь то США, Россия, Австралия, Япония, Индия или Южная Корея. Соответственно, европейским союзником является Германия. Речь идет не только о культурных связях, но и о прагматическом подходе к политике. Об общих экономических интересах, военном сотрудничестве, поддержке в Европарламенте. Я бы сказал, что Израиль в государственном смысле этого слова повзрослел.
ШР → Есть ли подводные камни в отношениях между двумя странами?
ВР ← Существует одна неприятная особенность: посольство Германии в Израиле отказывается проводить мероприятия и экскурсии за пределами «зеленой черты». Было отменено, например, мероприятие под эгидой посольства, которое должно было состояться в Восточном Иерусалиме.
ШР → Где именно?
ВР ← На территории Еврейского университета. Притом что эта территория останется под контролем Израиля в любом случае, даже если правительство примет решение — глупое, на мой взгляд, — о территориальных уступках. Нам не нужны местные Западный и Восточный Берлин.
ШР → Израильтяне часто воспринимают Европу как некий единый и не особенно дружелюбный по отношению к еврейскому государству блок. Какую роль играет в нем Германия?
ВР ← Есть фундаментальные различия между Францией и Великобританией, с одной стороны, и Германией — с другой. В прошлом эти страны активно делили меж собою влияние на Ближнем Востоке и чертили границы. На мой взгляд, Германия занимается внешнеполитической сферой гораздо более ответственно. В отличие от Франции и Великобритании, немцы задействуют профессиональных востоковедов, принимают решения, исходя из этнических различий и религиозной принадлежности жителей того или иного района. Скажем, есть Иран и шиитский блок. Правительство Германии жестко контролирует денежные средства, поступающие в Иран, препятствуя их «нецелевому» использованию на нужды террора. Суннитский мир тоже поделен на несколько блоков. Есть Турция, давний немецкий союзник. На сегодняшнем этапе между двумя государствами есть споры, касающиеся нелегальной эмиграции и использования беженцев в качестве инструмента политического воздействия. Саудовская Аравия — тоже давний партнер Германии. Наконец, Египет является страной, в которой представители немецких компаний активно занимаются бизнесом, в частности, в газовой и энергетической сферах. В таких странах, как Сомали и Эритрея, основной упор делается на создание инфраструктур, развитие торговых отношений, строительство портов. Это делается и для создания положительного имиджа Европы, и для того, чтобы жители этих стран оставались на родине, а не пытались незаконно проникнуть в Германию.
ШР → Что ожидает израильско‑немецкие отношения в ближайшем будущем?ВР ← Все зависит от следующих выборов и позиций партийного объединения ХДС/ХСС. Это движение испытывает немалые трудности. В частности, на фоне разразившегося кризиса с нелегальной иммиграцией. Правительство ослабло. Если в очередном правительстве национального единства будет превалировать ХДС (по всей видимости, без Меркель во главе), сближение Израиля и Германии будет продолжаться. Если к власти придут социал‑демократы, продолжатся устойчивые отношения на тактическом уровне, но борьба с антиизраильскими настроениями будет не столь активна. Надо помнить, что социал‑демократов поддерживают избиратели турецкого происхождения, и поэтому демонстрировать особую теплоту по отношению к Израилю эта партия просто не решится.
ШР → С немецкой стороной все понятно. Что должен сделать Израиль, чтобы нынешний «медовый месяц» продолжался?
ВР ← Мы, израильтяне, должны помнить, что следует поддерживать отношения с произраильски настроенными еврейскими общинами в Мюнхене, Франкфурте, Ганновере. Если они смогут оказывать влияние на общественное мнение, это будет выгодно и еврейской общине, и Израилю. Надеюсь, что в течение ближайшего года произойдут изменения к лучшему. Наша организация усилила свое представительство в Бундестаге. Если раньше мы контактировали с 50 политиками, сегодня их число достигло 420.
ШР → Немцы, вероятно, неплохо осведомлены о ментальности евреев из числа своих сограждан. Насколько хорошо они знают и понимают политиков и рядовых жителей Израиля?
ВР ← В Германии меня часто спрашивают об израильской ментальности, о том, как надо воспринимать израильтян. Я отвечаю: «Как итальянцев, но трудолюбивых».