Библиотека: Голос в тишине

Голос в тишине. Т. V. Точная минута

По мотивам хасидских историй раввином Шломо-Йосефом Зевиным Перевод и пересказ Якова Шехтера Перевод и пересказ Якова Шехтера 10 февраля 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

 

«Если кто‑то возьмет себе жену…»

Дварим, недельная глава «Ки‑теце»

 

 

Провидец из Люблина женил младшего сына. Гости приехали со всей Польши, и синагога, куда собрались для послеполуденной молитвы Минха, была переполнена народом. Сразу после молитвы должны были приступить к свадебной церемонии. Во дворе синагоги уже натянули хупу, столы ломились от яств, на женской половине так сильно пахло духами, что жена габая приказала раскрыть настежь окна.

Послеполуденная молитва длится недолго: двадцать–тридцать минут. Но в тот день она затянулась больше чем на полтора часа. Провидец вместе с женихом и отцом невесты молился у восточной стены. В праздничной одежде, с ослепительно снежной бородой, он походил на ангела, спустившегося на грешную землю с небесных высей. Прикрыв глаза и беззвучно шевеля губами, Провидец тихонько раскачивался у стены, погруженный в молитву «Шмоне эсре». Что же, в такой день отцу жениха есть о чем просить!

Прошло десять минут, двадцать, тридцать, сорок, час! Все давно завершили молитву и ждали Провидца. До сих пор он никогда так глубоко не погружался в Минху. Значит, что‑то случилось. Но что?

Спустя полтора часа Провидец отступил назад на три шага, отвесил два поклона и повернулся к отцу невесты.

— Пришло время начинать, — сказал он как ни в чем не бывало.

Во время свадебного пира, когда уши гостей наполнились веселой музыкой, желудки вином и закусками, а сердца радостью, Провидец спросил у отца невесты, сидевшего с ним за одним столом:

— Подозреваю, сегодня вы были удивлены длиной моей молитвы?

— Да, ребе, — честно признался тот.

— Сейчас я уже могу все объяснить. В трактате «Сота» Вавилонский Талмуд. написано: за сорок дней образования плода в чреве женщины провозглашают на Небесах: дочь такого‑то выйдет замуж за сына такого‑то. Возвещают также год свадьбы, ее месяц, неделю, день, час и даже минуту. И так уж выходит, что спустя много лет, когда родители жениха и невесты договариваются о дне свадьбы, именно эта дата оказывается наиболее удобной для всех. Но если один из будущих родственников спешит и свадьба происходит раньше определенного Небесами срока, между родителями жениха и невесты портятся отношения. Как сказано в трактате «Шабат»: нет ктубы Брачный контракт. без споров. Чаще всего эти споры улаживаются, но бывает, что не потушенные вовремя угли конфликта тлеют много‑много лет.

Во время молитвы я увидел, что назначенная Небесами минута еще не наступила. Год, месяц, неделя, день были выбраны правильно, но час и минута не совпадали. Оставалось совсем немного, каких‑нибудь полтора часа. Поэтому я провел их в молитве, чтобы молодые встали под хупу точно в назначенное Небесами время. А мы, — тут Провидец улыбнулся свежеиспеченному родственнику, — а мы с вами никогда не оказались бы в плену ненужных раздоров.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: «По великой и страшной пустыне…»

Блуждание по пустыне перед тем, как войти в Землю Израиля, — «по великой и страшной пустыне, где водятся ядовитые змеи и скорпионы, где сплошная сушь и нет воды» — сравнимо с нынешним изгнанием, предшествующим окончательному Избавлению. Чтобы устранить все эти симптомы, нам нужно обратиться к первопричине: еврей должен гордиться величием Торы, а не кажущимся «величием» своего нееврейского светского окружения

Мораль, основанная на любви. Недельная глава «Экев»

Любовь без справедливости ведет к соперничеству, и в итоге — к ненависти. Справедливость без любви лишена сострадания и милосердия — сил, «вдыхающих» в нее человечность. Мы нуждаемся и в любви, и в справедливости. Эта уникальная этическая концепция — любовь Б‑га к людям и людей к Б‑гу, претворенная в этику любви к ближнему и чужестранцу, — фундамент и гордость западной цивилизации

Отношение евреев к марранизму

Большинство евреев, особенно сефардского происхождения, принимали новоприбывших по‑братски. Поколение, которое перенесло тяготы изгнания, склонно было считать, что еврейского происхождения достаточно для преодоления проблем, связанных с вероотступничеством, и что даже искренне верующие новые христиане — настоящие «братья» иудеев