И БУДЕТ, ЕСЛИ ПОСЛУШАЕТЕСЬ
Много хвалебных слов и эпитетов сказали мудрецы в адрес нашей святой Торы. Вот лишь некоторые выдержки из «Поучений Отцов» («Пиркей Авот», 6:7): «Ибо слова Торы — сама жизнь для того, кто изучает их, и для всей его плоти она исцеление» — это все в нашем мире. Там же сказано: «Тора целительна для тела, и она же служит эликсиром жизни для твоих костей», имеется в виду — в грядущем мире, после воскрешения. Здесь всюду подчеркивается, что Тора — это жизнь.
А еще Тора — это истинное добро и благо, (там же, 6:3): «А добро — это Тора, как сказано в «Притчах» («Мишлей», 4:2): «Ибо учение доброе дал Я вам, Тору мою не оставляйте».
Но вот мы начинаем читать нашу главу и находим там нечто прямо противоположное. То, что даже мудрецы, обычно крайне аккуратные в словах («мудрецы, будьте осторожны в своих высказываниях»), назвали «проклятиями»!
Если быть точным, это не первое место в тексте Торы, где мы сталкиваемся с откровенными «проклятиями». Первый раз нечто похожее мы читали в конце третьей книги Торы — «Ваикра» («Левит»), в последней главе «Бехукотай», и было это незадолго до наступления праздника Швуэс. Но самые многочисленные «проклятия» мы находим в нашей главе «Ки Таво», на этот раз перед праздником Рош а-Шона. Получается, что два раза в году, перед важными праздниками, мы читаем в Торе слова назиданий и упреков.
Конечно, мы не вправе ставить под сомнение слова и оценки наших мудрецов и учителей. Если они называют Тору источником «добра и жизни», то, значит, и все эти «проклятия», которые также являются неотъемлемой ее частью, тоже добро, и они тоже даруют нам жизнь и несут благо, хотя и в неявном виде. Хотя ради справедливости следует отметить, что вначале нашей главы приводятся все-таки благословения («Дварим, 28:1-2): «И будет: если будешь ты исполнять волю Б-га, Всесильного твоего, чтобы строго исполнять все заповеди Его, которые я заповедую тебе сегодня (…). И сбудутся над тобой все благословения эти, и достигнут они тебя, если будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего».
И только следом за «благословениями» идут «проклятия» («Дварим», 28:15): «И будет, если не будешь слушать гласа Г-спода, Б-га твоего, чтобы соблюдать и исполнять все заповеди Его, и законы Его, которые Я заповедую тебе сегодня, то сбудутся над тобой все проклятия эти и настигнут они тебя».
СТРАДАНИЯ ОЧИЩАЮТ
И все же как можно все эти страшные кары и наказания, упомянутые в нашей главе (мудрецы подсчитали, что их там ровно 98!), считать благословением? На первый взгляд, это утверждение выглядит голословным и требует пояснения.
Тора не просто перечисляет ужасные последствия за возможное непослушание…
Цель всех тех наказаний, с которыми мы сталкиваемся в традиции, вовсе не страдания грешника, и тем более это не месть за его грехи и преступления, а путь к исправлению и духовному очищению, причем зачастую единственный. Так сказано у пророка («Иехезкель», 18:23): «Разве Я желаю смерти грешника, — говорит Всевышний. — Но только его возвращения с (преступных) путей его — и пусть живет (дальше, но праведной жизнью)». Похожую мысль мы находим в «Псалмах», где сказано (104, в конце): «Исчезнут грехи с земли, и грешников больше не будет». Здесь Писание подчеркивает, что «исчезнут именно грехи», а не те, кто их совершил. А выражение «грешников не будет» означает, что они все раскаются и перестанут быть грешниками.
Воздействие справедливого наказания выражается известной формулой: «страдания очищают». Чтобы наполнить сосуд новым содержимым, например, дорогим вином, необходимо из него удалить все лишнее и постороннее — «грязь», которая ассоциируется с грехами, а сам сосуд тщательно вычистить, и эта процедура иногда может быть весьма болезненной, особенно если этим «сосудом» являемся мы сами и наша душа.
Примерно так описывает процесс очищения Алтер Ребе в своем «Послании о раскаянии»: «Если человек совершил тяжкий грех, одного раскаяния и даже поста и покаянных молитв в Йом Кипур недостаточно для полного духовного очищения. Все это способно лишь до поры до времени отсрочить наказание. Но потом приходят страдания, которые посылает Всевышний, и они уже полностью очищают душу и завершают искупление».
Даже само выражение, которое здесь используется, означает: «драить», «начищать до блеска», а при этом, как известно, частично сдирается поверхность начищаемого предмета. А название дня искупления — «Йом Кипур» происходит от слова «капара», что означает также «очищение от пятен и грязи».
ДВОЙНОЕ УТЕШЕНИЕ
Мы говорили о двух главах Торы, в которых перечисляются различные «проклятия». При этом в первом случае, в главе «Бехукотай» насчитывается 49 «проклятий», в то время как в нашей главе — уже 98, т.е. ровно в два раза больше. Это расхождение связано с тем, что большее количество «проклятий» означает и более глубокое очищение, а значит — более тщательную и серьезную подготовку. Как известно, в самый первый день Шавуот нам были дарованы первые скрижали, которые потом были разбиты в связи с грехом золотого тельца. Спустя три месяца после того как еврейский народ раскаялся в месяц Элул и заслужил прощение в Рош а-Шона, в первый Йом Кипур, который завершил всю процедуру искупления, были даны вторые скрижали. Так что двойная порция проклятий и страданий не случайна: она соответствует выражению «двойное утешение».
И это тоже имеет свое объяснение. В Швуэс мы получили скрижали «даром», лишь по милости Творца, и безо всяких усилий с нашей стороны, ничем не заслужив такого драгоценного подарка. При этом на тот момент весь народ был праведным.
Но месяц Тишрей с его праздниками и все, что мы получаем в это время свыше, — результат нашего духовного труда и душевных усилий, награда за раскаяние и возвращение к Торе. Начинается эта работа в месяц покаяния Элул, потом продолжается все «Десять дней покаяния», начиная с Рош а-Шона. А кульминацией ее становится Йом Кипур — день, в который в древности мы получили вторые скрижали. Но на тот момент мы уже были не праведниками, а раскаявшимися грешниками.
Мы уже говорили, что есть определенное соответствие: чем больше благословений мы ожидаем, тем серьезней должна быть предшествующая подготовка и внутреннее очищение, и тем больше «проклятий» следует ожидать. В этом смысле все бесчисленные «проклятия» и испытания времен изгнания тоже следует считать очищением перед наступлением эпохи избавления и приходом Мошиаха. Ведь сказано: «Изгнание очищает».
И пусть Всевышний пошлет нам в наступающем 5781 году благословения только в явном и открытом виде вместе с нашим праведным Мошиахом!
КОГДА ЧИТАЕТ ПАПА
В бейт мидраш (так обычно называют здание, которое одновременно служит синагогой и местом для изучения Торы) у рабби Шнеура-Залмана из Ляд и (знаменитого Алтер Ребе, основателя движения ХАБАД) было заведено, что сам Ребе читал Тору по субботам. Однажды в одну из суббот его не было в городе, и Тору читал другой раввин. И надо же такому было случиться, что это оказалась как раз та самая единственная суббота, когда читают нашу главу «Ки Таво» со всеми ее «проклятиями»!
Какие только страшные несчастья и кары не описаны в ней, которые могут (не дай Б-г) обрушиться на наш народ, если мы будем нарушать Тору и отойдем от веры своих отцов. Все это произвело такое сильное впечатление на маленького Дов-Бера, сына Алтер Ребе, что, услышав все эти «проклятия» из уст чтеца, он потерял сознание. Обморок был настолько глубокий, что даже потом, когда совместными усилиями его привели в чувство, он еще долгое время ощущал слабость. Это продолжалось до Йом Кипура, т.е. несколько недель, так что Алтер Ребе начал сомневаться, сможет ли его сын выдержать пост.
Конечно, близкие люди не могли не поинтересоваться, что же все-таки с ним случилось, ведь он уже не первый год слушает чтение этой главы и отлично знает, что там написано. На это маленький Дов-Бер (и будущий второй Любавичский Ребе — Мителер Ребе) ответил, что обычно Тору (в частности, и эту главу) читает папа. «А когда читает папа, все воспринимается по-другому, и даже проклятия выглядят благословениями!»
Конечно, дело не только в папе, а в том, что этот «папа» — сам Алтер Ребе, духовный лидер и наставник всего поколения. И смысл тут не столько в особой чувствительности маленького Дов-Бера, который смог уловить разницу в интонации и так глубоко на это отреагировал. Ключевым моментом следует признать умение его отца раскрыть внутренний смысл слов Торы, без дополнительных комментариев и объяснений, одной только интонацией.
Символично, что как раз на ту субботу, когда мы читаем нашу главу «Ки Таво», пришлась важная дата: 18 Элула, день рождения Алтер Ребе и рабби Исроэля Баал-Шем- Това (1698–1760), а также условная дата раскрытия хасидского учения.
Хасидское учение, или хасидизм — это душа Торы, внутренняя, сокровенная ее часть. Поэтому она затрагивает самые потаенные и глубокие стороны еврейской души, помогает увидеть скрытый смысл слов самой Торы. И история с Мителер Ребе вовсе неслучайна. Именно Алтер Ребе, как ученик и преемник Баал Шем Това, сумел донести до своего сына внутренний смысл «проклятий» из нашей главы так, что стал понятен, пусть и на интуитивном уровне, их позитивный характер, их скрытое благо.
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №355)