Во времена Хасмонеев лампы и захоронения стали символом еврейской идентичности
Исследователи из Университета Бар-Илан предположили, что особые масляные лампы и погребальные пещеры стали символом еврейской идентичности в период Хасмонеев во 2 и 1 веках до н.э.
Этот обычай стал для царства и его народа способом восстановить связь со своими корнями, восходящими к монархии царей из династии Давида, правивших страной до разрушения Первого Храма, заявили Омри Й. Абади, аспирант в Отделе изучения Земли Израиля и археологии и его наставник, профессор Эяль Регев, в статье, опубликованной в «Palestine Exploration Quarterly». «В период Хасмонеев в Иудее и Иерусалиме было два очень уникальных явления: использование евреями масляных ламп в виде сплющенного круга и вертикальных ям в погребальных пещерах», – заявил Регев «The Jerusalem Post». «Вопрос в том, почему они решили их использовать?»
Масляные лампы в виде сплющенного круга состояли из небольших чаш, созданных на гончарном круге, «и сформированных пальцами, чтобы зажать или сложить промежуток между резервуаром лампы и областью носика». Профессор отметил, что это были «самые простые масляные лампы на свете». Вертикальные ямы погребальных пещер имели «небольшое отверстие квадратной формы, ведущее в квадратную камеру». Яма, вырезанная в пещере, была достаточно большой, чтобы в ней мог стоять человек, была окружена каменными уступами. В данном случае, объяснил Регев, для подготовки подобных захоронений требуются значительные усилия. Маловероятно, что причины их предпочтительного использования имели практический характер – например, тот факт, что лампы были просты в изготовлении и дешевы – в противном случае эти методы были бы приняты также за пределами этой области. Более того, необходимо принимать во внимание общий культурный контекст: в персидский и эллинистический периоды еврейское население находилось под сильным влиянием иностранных обычаев, и материальная культура еврейского населения на Земли Израилевой, похоже, не имела особых признаков отличия от культуры других народов.
«Мы считаем, что у сложенных в форме круга масляных ламп и вертикальных могильных ям погребальных пещер много общего, и что их использовали для обозначения еврейской идентичности и дистанцирования от других этнических групп, проживающих в этом районе», – заявил Регев. Обе техники также имели поразительное сходство с аналогичными методами, относящимися к периоду Первого Храма, что свидетельствует о желании населения возродить свое наследие. «Известным явлением в археологических исследованиях является использование прошлой культуры и памяти с целью самоопределения современной культуры», – говорится в статье. «Объекты и модели поведения, стиль и внешний вид которых напоминают более раннюю культуру, иными словами архаичные, выражают принадлежность группы к прошлому и исторической памяти, что позволяет членам группы выразить свое отличие и укрепить границы группы по отношению к «другим»».
Регев подчеркнул, что материальная культура периода Хасмонеев «засвидетельствовала попытку восстановить связь с золотым веком династии Давида пятью веками ранее, когда использовались аналогичные светильники и захоронения, чтобы показать, что Иудея и ее народ отличаются от язычников».