трансляция

University of Cambridge: Чтение на иврите с арабским акцентом: фрагментарный список теамим из T‑S K9.11

Ник Поузгей. Перевод с английского Любови Черниной 25 мая 2020
Поделиться

Введение

Несколько недель назад, заново измеряя листы и форматируя документ .rtf приятным летним днем, я наткнулся на любопытный фрагмент из списка ивритских знаков кантилляции (теамим). Списки такого рода не особенно редко встречаются в собрании Генизы, и большинство из них содержат знаки, прекрасно известные из традиции чтения библейского текста, но этот список привлек мое внимание. Сохранившийся фрагмент содержит шесть строк текста — всего четыре знака, — но последний носит нехарактерное название «макаф хамза» (מַקַּף הַמְזה). «Макаф» — это существительное с корнем «н‑к‑п», который имеет значение «тесно соединять». Этот же корень имеет известное нам из современного иврита слово «макеф» («дефис»), но знак в списке совсем другой. Да и слово «хамза» не ивритское и не арамейское, а название арабского диакритического знака, обозначающего гортанную смычку (ء).

Описание

Материал фрагмента — бумага, размер — 14×12,9 см, оборотная сторона чистая, за исключением нескольких набросков. Имеет небольшое количество пятен и несколько маленьких отверстий, но ущерба, мешающего чтению текста, нет. Первые три строки написаны крупным ивритским полукурсивом Возможно, в стиле сефардских писцов, однако текст написан явно непрофессиональной рукой. Я благодарю за это пояснение Эстару Аррант. , а последние три — на еврейско‑арабском более мелким квадратным письмом. В ивритских строках упоминаются три распространенных знака под сефардскими названиями «маарик» (מַאֲרִיך; ашкеназский вариант «мерка»); «тарха» (טָרְחָה; ашкеназский вариант «тифха») и «соф пасук» (סוֹף פסוּק), за которыми следует макаф хамза (מַקַּף הַמְזה). Фрагмент написан той же рукой, что и T‑S NS 301.82, содержит аналогичный список знаков, но тот лист существенно больше, чем T‑S K9.11, поэтому маловероятно, чтобы они принадлежали к одной и той же рукописи.

Названия трех сефардских знаков

После названий знаков кантилляции следует пояснение на еврейско‑арабском языке, как должен выглядеть знак макаф хамза, с цитатой из Берешит, 1:18. Другой писец более светлыми, серыми чернилами дописал текст стиха и, по‑видимому, вставил в последнее слово нечто по‑арабски, но прервал свою работу.

Часть стиха Берешит, 1:18, написанного двумя разными людьми

Исходя из качества бумаги, стиля шрифта и использования сефардской терминологии, можно предположить, что фрагмент был создан в XII–XIV веках.

Макаф хамза

В списках знаков такого рода графема каждого знака обычно стоит рядом с его названием, но для первых трех знаков в T‑S K9.11 такого нет. А у макаф хамза над словом «хамза» есть короткая вертикальная черта, которая, по‑видимому, и является его обозначением.

Знак макаф хамза

Далее автор приводит объяснение этого знака на еврейско‑арабском языке, говоря следующее: «митхль аль‑аса алади фаука вав» וּֽלֲהַבְדִּ֔יל בֵּ֥ין הָא֖וֹר. То есть «подобно тому, что стоит над вав в словах у‑ле‑авдиль бейн а‑ор», цитируя Берешит, 1:18. «То» (аса) в данном случае — черта или стержень, соответствующий значку макаф хамза. Так что наряду со стандартными интонационными знаками в слове וּֽלֲהַבְדִּ֔יל этот фрагмент содержит также одну вертикальную черту над вав, отсутствующую в масоретском тексте.

Знак макаф хамза в Берешит 1:18.

Необычно сужающийся кончик черты похож на зазубренные края некоторых огласовок ранее в этом же тексте и, возможно, вызван трещиной на кончике пера писца. Эта деталь позволяет предположить, что графема макаф хамза присутствовала в списке изначально, а не была добавлена позднее другим автором.

 

К сожалению, еврейско‑арабский комментарий сообщает только о внешнем виде знака макаф хамза, а не о его функции. Несмотря на это, само название «макаф хамза» и контекст в виде стиха из Берешит, 1:18 дают довольно четкое представление о предполагаемом употреблении. Ивритский оборот у‑ле‑авдиль необычен тем, что, в отличие от большинства ивритских слов, начинается как будто с гласной. На самом деле средневековый грамматист Саадья Гаон (ум. в 942) специально запрещал подобную ситуацию и заявлял, что один из фундаментальных законов фонологии гласит, что высказывание не может начинаться с гласного звука. Он пояснял, что если кто‑то попытается начать высказывание с гласной, «слышащему это высказывание покажется, будто это одна из случайных букв, то есть אא או בא בו» Solomon L. Skoss. A Study of Hebrew Vowels from Saadia Gaon’s Grammatical Work ‘Kutub al‑Lughah’ https://doi.org/10.2307/1452840. The Jewish Quarterly Review 42, № 3 (January 1952): 290, lines 10–14.
. Другой средневековый лингвист предлагал на сей счет аналогичное решение. В «Трактате о шва» (конец IX или Х века) анонимный автор объясняет, что, чтобы сказать וּבָנָה, «вы произносите это с וּא, как если бы вы говорили אֻבָנָה» Kurt Levy, ed. Zur Masoretischen Grammatik: Texte Und Untersuchungen, Bonner Orientalische Studien 15. Stuttgart: W. Kohlhammer, 1936, זכ, line 10.
. В этом случае первый гласный звук «у» передают, добавляя целую букву алеф. Однако автор также уточняет, что форма וּבָנָה и подобные ей не начинаются в действительности с гортанного звука, и алеф в אֻבָנָה стоит лишь приблизительно Khan, Geoffrey. The Tiberian Pronunciation Tradition of Biblical Hebrew. Semitic Languages and Cultures 1. Cambridge: University of Cambridge & Open Book Publishers (forthcoming), «Vav (ו)». Хан предполагает, что такого рода связующий вав со шва, вероятно, произносился как (wu), по крайней мере, по тивериадской традиции чтения.
.

Независимо от того, как именно произносился начальный вав в таких словах, как וּבָנָה и וּלהבדּיל, очевидно, что по крайней мере некоторые из средневековых лингвистов считали, что алеф может помочь объяснить такое произношение. На базовом фонетическом уровне ивритский алеф (א) является эквивалентом арабской гамзы (ء), но классическая арабская хамза имеет и еще одну форму, называемую «хамза аль‑васль» («связующая хамза»). Хамза аль‑васль обычно не имеет фонетического значения и появляется только в начале слов, всегда над буквой алиф (ٱ). Обычно она указывает на связь последней гласной предыдущего слова с первой согласной после хамза аль‑васль. Однако в некоторых ситуациях Например, в повелительном наклонении некоторых глаголов 1‑й породы и пассивной формы перфекта глаголов 8‑й и 10‑й породы. хамза аль‑васль принимает на себя функции обычной хамза и произносится как гортанная смычка в в начале слова. Похоже, что название знака макаф хамза («коннектор хамзы») — это ивритский перевод хамза аль‑васль, и автор списка из T‑S K9.11 хотел, чтобы вертикальный интонационный знак макаф хамза над вав означал гласный звук в начале слова. Подобное уточнение особенно важно для Берешит, 1:18, поскольку первая ламед в ле‑авдиль — не та буква, которая обычно заставляет союз вав терять губно‑зубное произношение (как бет, мем и пей).

Этот «знак» отсутствует в стандартном масоретском тексте, но все же автор включает его в свой список наряду с другими ивритскими и арамейскими теамим. Это заставляет предположить, что представители по крайней мере одной традиции библейского чтения были знакомы с классической арабской орфографией и терминологией и адаптировали ее для применения в ивритской акцентуации. Трудно делать какие‑то еще выводы, базируясь только на T‑S K9.11. Мне неизвестны другие тексты, в которых использовался бы или упоминался бы знак макаф хамза, поэтому традиция могла быть относительно узкой, возможно, ограниченной одной‑единственной общиной или деревней. С другой стороны, она могла быть довольно распространенной, и ограниченное упоминание макаф хамза в рукописях объясняется доминированием «стандартного» масоретского текста. В любом случае и в иврите, и в арабском хамза, несомненно, использовалась в качестве коннектора.

Оригинальная публикация: Reciting Hebrew with an Arabic Accent: A Partial List of Ṭeʿamim from T‑S K9.11

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

University of Cambridge: Книга против людей равноденствия: T‑S K.6.63

Процедура расчета года и определения времени Песаха на основании сбора урожая ячменя базировалась на библейской заповеди соблюдать месяц авив и праздновать Песах (Дварим, 16:1). Однако она несла в себе массу неизвестных, которые невозможно было безошибочно установить, исходя из библейского текста. Хотя все караимы были согласны, что авив означает определенную стадию созревания ячменя, они придерживались различных мнений по поводу того, какая именно стадия созревания их интересует, где именно и когда именно проводить проверку, а также сколько именно колосьев должно находиться в данной стадии созревания, чтобы можно было праздновать Песах.

University of Cambridge: «Саада, рабыня»: погружение в микву и забвение, T‑S 12.872

Помимо возможности частично реконструировать некоторые детали из истории жизни рабыни и ее забытых детей, обратная сторона разорванного документа об отпуске на волю дает увлекательную информацию не только об обстоятельствах ее освобождения и обращения в иудаизм, но и о социальных реалиях в еврейских общинах начала XIII века в Каире. Обратная сторона пергамента содержит свидетельство о том, что Саада действительно получила от Маали гет, документ об отпуске на волю, — свидетельство, которое можно найти и в некоторых других документах об отпуске на волю или разводе из генизы.

University of Cambridge: Необычная Библия: T‑S AS 44.35

Есть еврейский обычай (кодифицированный Моисеем Маймонидом в его Мишне Тора, Хилхот тфилин, Мезуза ве‑Сефер Тора, 7:1), согласно которому каждый еврей, включая царей (на основании Втор., 17:18), должен в какой‑то момент своей жизни переписать Библию. По‑видимому, община Фустата соблюдала этот обычай, невзирая на компетентность ее членов и их возможности.