В книге, изображающей ведомого и подверженного ошибкам Герцля, содержатся новые подробности об отце сионизма
В конце 19-го века Теодор Герцль путешествовал по всему миру, пропагандируя создание еврейского национального дома и организуя сторонников этого решения, выступая перед османским султаном в Стамбуле и даже посетив саму Палестину, где он встретился с немецким кайзером.
Легко представить себе человека, который станет известен как «отец сионизма», политиком-карьеристом, но организация нового национального движения на самом деле был просто побочной работой для журналиста и драматурга. Согласно недавно выпущенной книге «Теодор Герцль: харизматический лидер», биографии Герцля, написанной историком Дереком Пенсларом, основатель сионизма боролся с артистическим темпераментом, часто сталкиваясь с приступами меланхолии и тем, что сегодня было бы описано как эпизоды маниакальной депрессии.
Пенслар, профессор еврейской истории кафедры имени Уильяма Ли Фроста в Гарварде, описывает свой подход как уникальный в нескольких отношениях. Он рассказал «The Times of Israel», что его книга является «первой постмодернистской биографией Герцля», характеризуя ее субъекта как фигуру, которая означала «разные вещи для разных людей, меняющиеся во времени и пространстве». Это самый последний том из серии «Еврейские жизни», изданный издательством Йельского университета, и последняя из многих биографий об основателе сионизма, написанных за десятилетия. «Теодор Герцль: харизматический лидер» ищет то, что его автор называет «средним звеном между биографиями, представляющими Герцля как фигуру праведника, и теми, которые указывают на его многочисленные недостатки». По мнению Пенслара, «именно эти недостатки, эти аспекты его личности так беспокоили его, что сделали его великим политическим лидером».
Пенслар заявил, что книга также является «исследованием самой харизмы», отметив, что ее предмет – «харизматическое влияние на большое количество людей, особенно евреев». Он приводит внутренние и внешние качества, которые питали харизму Герцля – «печаль на его лице, смерть в его глазах, сила личности, сила его лидерских способностей, неутомимая трудовая дисциплина». Герцль был писателем, а не президентом или премьер-министром, но тем не менее основал «новое национальное движение», говорит Пенслар. Он написал важную сионистскую брошюру 1895 года «Der Judenstaat» («Еврейское государство») и собрал разнообразную коалицию евреев для Первого сионистского конгресса в швейцарском Базеле в 1897 году. Герцль был даже достаточно убедительным, чтобы добиваться аудиенций с мировыми лидерами или их представителями.
Прогулка по стопам Герцля
Харизма имела свои пределы. Он не добился признания великими державами Еврейского национального дома в Палестине, хотя он вплотную приблизился к альтернативе в Восточной Африке. Он не стал расспрашивать о его предпочтениях местное население самой Палестины, будь то арабы или евреи, предпочитая представить себе версию мечты в своем романе 1902 года «Alt-Neuland» («Старая новая земля»). Герцль широко цитируется в биографии, включая его заявление в «Alt-Neuland»: «Если хотите, это не сон», хотя Пенслар переводит слова как «сказка», а не «сон». Пенслар путешествовал с семьей на израильскую гору Герцля, куда он отправлялся на прогулки, экскурсии в музей Герцля и посещение могил Герцля и большей части его семьи, а также могил основателей еврейского государства. Он указывает на вездесущий образ Герцля в израильских классных комнатах и валюте.
Пенслар также отмечает более легкомысленное отношение к нему в Израиле: «Герцль как хипстер, хипстер Герцль с классной бородкой и серьгой, в крутой одежде 20-го века. Он стал мемом». Хипстер Герцль не появляется в книге, но на фронтисписе есть фотография Герцля с его женой Юлией и матерью Жаннет, которая указывает на его бурную личную жизнь. «Я не думаю, что кто-либо когда-либо видел это», говорит Пенслар. «Это единственная фотография на которой его жена и мать вместе в той или иной форме. Они не любили друг друга». Исследуя многочисленные дневники Герцля и 6000 писем «я обнаружил некоторые вещи, которые люди не изучали», – говорит Пенслар, включая переписку между Герцлем и редакторами венской газеты, над которой он работал, «Die Neue Freie Presse», и между Герцлем и Максом Нордау, его самым близким другом в сионистском движении.
У Герцля была тяжелая дневная работа для «Die Neue Freie Presse» – сначала в качестве ее парижского корреспондента, когда он освещал дело Дрейфуса, а затем в качестве литературного редактора. Пенслар сказал, что «для любого, кто читает о жизни Герцля», действительно важно понимать, что «все его сионистские действия» осуществлялись «в его свободное время». Разнообразная внешняя жизнь Герцля сопровождалась внутренним смятением. «Он задокументировал собственную депрессию», – сказал Пенслар. «Вам не нужно читать это. Он совершенно открыто писал о меланхолии. У него были периоды восторга. Сегодня вы можете назвать это маниакально-депрессивным психозом».
Молодой Герцль родился в 1860 году на улице Дохань, в самом сердце еврейской общины Пешта (ныне Будапешт). На него оказали сильное влияние смерть его сестры Полины и молодой женщины по имени Мадлен Герц. «Он так и не пережил смерть своей сестры, – говорит Пенслар, – и утверждал, что глубоко любил Герц. Я думаю, что комбинация двух потерь, безусловно, имела эффект». Пенслар описывает брак Герцля с Юлией Нашауэр как «очень плохой брак». Он сказал, что оба партнера были проблемными, и что, хотя Герцль любил своих троих детей, Полину, Ганса и Маргариту, «большую часть времени он был отсутствующим родителем», занимаясь сионистской деятельностью.
«Политические лидеры часто являются проблемными людьми», – размышляет Пенслар. «У Герцля были необычные проблемы, необычная страсть, необычные амбиции. В этом смысле Герцль не типичен для людей, которые становятся великими политическими лидерами». Автор называет его «жаждущим признания». «У него было действительно глубоко укоренившееся чувство подавленности и неудачи. Он искал что-то, что придало бы его жизни большой смысл и ценность».
Как вы решаете такую проблему, как антисемитизм? Этим «чем-то» было сионистское движение. Пенслар сказал, что, хотя Герцль «не был соблюдающим, образованным евреем», он «наверняка знал, что он еврей», и к началу 1890-х «он начал думать об альтернативах, которые могли бы решить проблему антисемитизма». Герцль выдвинул одну из таких альтернатив – «еврейский национальный дом» – в «Der Judenstaat». Эта работа обличала как антисемитизм, так и угнетение рабочего класса. Она связала Герцля с международным движением, создававшим еврейские поселения в Палестине, которым тогда управляла Османская империя. Герцль преодолел свое нежелание принять все более используемый термин: сионизм. Хотя Герцлю не удалось заручиться поддержкой великих еврейских филантропов той эпохи, он использовал свое харизматическое лидерство для создания разнообразной коалиции представителей своего народа.
Ортодосы и светские евреи, жители Центральной и Восточной Европы, говорящие на идише и приверженцы возрождения иврита собрались вместе на Первый сионистский конгресс в Базеле. «Сионистский конгресс был неким пространством, которого мир раньше не видел», – заявил Пенслар. «Во многом это была его работа». Пенслар отметил, что Герцлю приходилось иметь дело с «очень влиятельными личностями» и «разными идеологическими взглядами», в том числе с уважаемым поэтом Ашером Гинзбергом, более известным по псевдониму на иврите как Ахад-ха-Ам, который «отверг его как дурака, не имеющего никакого еврейского образования». Также не все евреи поддержали сионизм. «Большинство евреев того времени не игнорировали антисемитизм, но у них не было решения, подобного тому, которое имел в виду Герцль», – сказал Пенслар, добавив, что они считали его «в лучшем случае близоруким, а в худшем — опасным».
Едва ли придворный еврей Герцль также участвовал в дипломатии высокого уровня, встречаясь с такими личностями, как османский султан Абдул-Хамид II, немецкий кайзер Вильгельм II и министр колоний Великобритании Джозеф Чемберлен. Последний предложил создать еврейский национальный очаг не в Палестине, а в районе Британской Восточной Африки, который тогда назывался Угандой, но сегодня является частью Кении. Назвав такие встречи экстраординарными, Пенслер, тем не менее, сказал, что Герцль «никогда не был близок к тому, чтобы получить то, что он хотел». Пенслар отмечает, что Абдул-Хамид не был заинтересован в предоставлении Герцлю «каких-либо концессий в Палестине или в любой части империи» и хотел лишь оценить полезность Герцля в том, чтобы помочь османам уклониться от долгов перед европейскими державами. Историк также назвал Вильгельма антисемитом, которого потенциально заинтриговала «идея изгнать евреев из Европы».
Тем не менее Герцль совершил свой единственный визит в Палестину в октябре 1898 года, узнав, что Вильгельм будет там. Его 10-дневный маршрут включал две встречи с кайзером – одну в еврейской сельскохозяйственной школе «Микве Исраэль» и одну вблизи Иерусалима. Пенслар подчеркнул, что Герцль «не был так уж впечатлён» Палестиной и «особенно не впечатлён Иерусалимом, который он считал грязным и не отвечающим западным стандартам». Герцль не обращался к местному населению Палестины – ни к его арабскому большинству, которое составляло 90 %, ни к его 30000 евреев, которые составляли небольшое большинство в Иерусалиме. Пенслар говорит, что Герцль «не проявлял интереса к культуре или людям региона», читая о ботанике региона, но «не о людях, которые там жили, не об исламе и не о святых местах ислама». «У него в голове было своеобразное видение сионизма, которое имело очень мало отношения к тому, что на самом деле представляла собой Палестина в то время», – подчеркивает Пенслар.
Намеки на это видение существуют в «Alt-Neuland». Название отсылает к будущему, социально прогрессивному еврейскому государству в Палестине. Его создание приводит к «решению еврейской проблемы», сказал Пенслар. «Евреи живут в комфорте и безопасности. В мире не осталось антисемитизма … (Герцль) действительно верил, что сионистское движение станет моделью для мира с точки зрения социального прогресса и равенства».
Преждевременная смерть и наследие
Герцль не мог разрешить внутрисионистские разногласия, которые измотали его, и преждевременно умер в возрасте 44 лет в 1904 году, более чем за четыре десятилетия до создания Государства Израиль. Пенслар сказал, что «трудно точно узнать, в чем дело», но добавил, что Герцлю в возрасте 35 лет был поставлен диагноз: сердечный недуг, и что в свои 30–40 лет он жаловался на сердцебиение, усталость, обмороки и одышку. «Все это указывает на сердечную недостаточность», – сказал Пенслар, который показал свою рукопись нескольким врачам. Все ближайшие родственники Герцля тоже умерли преждевременно. Его последняя оставшаяся в живых дочь Маргарита по прозвищу Труде погибла вместе с мужем в Терезиенштадте. Их сын, единственный внук Герцля, Стефан Нейман, изменил свое имя на Стивена Нормана и покончил жизнь самоубийством в 1946 году, узнав, что его родители погибли.
Сегодня знаменитая гора Герцль является местом последнего упокоения ее тезки. Тем не менее в книге приводятся статистические данные, согласно которым только около половины всех молодых израильтян знают, кем он был. «Люди знают его как кого-то известного, кого-то важного, но более конкретный контекст исчезает», – говорит Пенслар. Автор надеется, что его книга будет опубликована на иврите, чтобы она могла вдохновить «обновленное понимание его величия, личных качеств величия, исходящих от беспокойного, даже измученного человека».