Главные раввины Израиля заявили, что пасхальный седер не может быть проведен с помощью видеоконференции
Главный раввинат 31 марта опубликовал руководящие принципы для Песаха в эпоху коронавируса, заявив, что проводить традиционный седер посредством видеоконференции запрещено, и отклонил предыдущее постановление нескольких раввинов, которые заявили, что это разрешено.
14 сефардских ортодоксальных раввинов в Израиле на прошлой неделе заявили, что семьи могут проводить свой общий седер по видеоконференции, несмотря на то, что религиозный закон обычно запрещает использование электронных устройств в шаббат и праздники. Письменное постановление (на иврите) было принято, когда лидеры предупреждали пожилых людей не повышать вероятность заражения коронавирусом, встречаясь с молодыми родственниками, и когда израильские семьи обсуждали боль, которую причиняет им эта разлука. В нем говорится, что эпидемия коронавируса создала экстремальную ситуацию, которая заслуживает особого снисхождения в еврейском законодательстве. Тем не менее, это решение было встречено с резкой критикой со стороны других раввинов, и с тех пор многие из подписавших его отозвали свои подписи.
31 марта в своем заявлении главные раввины Давид Лау и Ицхак Йосеф заявили, что проведение Седера с помощью технических средств запрещено, и что предыдущее решение было «неподготовленным». «Одиночество причиняет боль, и ответ на этот вопрос должен быть найден, возможно, с помощью звонка через компьютер накануне праздника», – говорится в заявлении. «Но не путем осквернения праздника таким образом, который может быть разрешен только в случаях«пикуах нефеш» (где действие необходимо для спасения жизни)». Двое из раввинов, подписавших предыдущее постановление, раввин Иегуда Шлуш и раввин Рафаэль де Лойя, дали ответ, повторяющий их предыдущее заключение. «На фоне постановлений главных раввинов и других лиц мы придерживаемся нашего мнения и постановляем, что «Zoom» и аналогичные программы разрешены во время седера», если они используются в соответствии с изложенными ими руководящими принципами», – сказали они.
В своем заявлении главные раввины сообщили, что их инструкции основаны на обсуждениях, которые они провели с профессионалами в Министерстве здравоохранения и в Совете национальной безопасности. Они также написали, что молитвы следует проводить в одиночестве и дома, без «миньяна» (кворума из 10 молящихся). Однако они сказали, что каждая община должна объявить определенное время для каждого, чтобы начать молитву. Главные раввины сказали, что миквы для женщин останутся открытыми. Миквы для мужчин закрыты.
В заявлении говорится, что процесс продажи своего «хамеца» (хлеба и других продуктов из дрожжевой пшеницы, запрещенных во время Песаха), чтобы избавиться от него во время праздника, может осуществляться в Интернете через сайт раввината. Вместо того, чтобы сжигать хамец, люди должны в этом году выбросить его в мусорное ведро и полить его отбеливателем, чтобы он больше не годился даже для еды собакам. Если хамеца осталось немного, люди могут избавиться от него, смыв его в унитаз. Если хамец все же соберутся сжигать, людям рекомендуется делать это близко к дому.
Хагала (кошерование посуды путем погружения ее в кипящую воду), следует делать дома, в чистой духовке при максимальном нагревании в течение 20 минут, и только если в посуде нет пластиковых, деревянных или резиновых деталей. Еще одно специальное наставление было дано первенцам, которые обычно участвуют в сиюме (завершении раздела Торы, Мишны или Талмуда), чтобы избежать необходимости поститься в канун Песаха. Главные раввины сказали, что было бы желательно, чтобы каждый первенец самостоятельно закончил бы изучение раздела к этому дню, но если это невозможно, то сиюм можно сделать по телефону или с помощью других технологических средств.