Сегодня повсюду в мире говорят об одном — о пандемии. С этого начинаются все выпуски новостей, этому посвящены всё новые распоряжения властей, это обсуждают люди на улице. Вот и меня многие спрашивают о вирусе — не как врача, а как раввина: раз мы верим, что все идет от Б‑га, значит ли это, что не надо бояться? И раз мы верим, что Б‑г всегда дает средство преодолеть испытания, нужно ли предпринимать меры безопасности, которые придумали врачи?
На первый взгляд действительно парадокс: если все от Б‑га — значит, все предопределено; а если нужны лекарства и разного рода процедуры, придуманные человеком, значит, решаем тут мы, а не Создатель?
Парадокс этот лишь кажущийся. Как учат мудрецы Талмуда, Б‑г «посылает лекарство прежде испытания». Если начинается эпидемия, верующий человек знает: от нынешнего вируса, как и от всех предыдущих, есть способ исцеления. Но найти в природе это лекарство люди должны сами. Вера в Б‑га заставляет нас понять, как много в каждой ситуации зависит от нас самих, от нашего старания раскрыть тайны мира Б‑жьего.
Об этом говорит нам мишна: «Десять сущностей было сотворено в сумерках накануне шабата: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, манна, посох Моше, шамир, полировавший камни для Храма, буквы, надписи и скрижали… А еще говорят — и клещи с помощью других клещей были сделаны».
Мы видим перечень вещей и явлений, появившихся, что называется, «на грани чуда». В Торе есть примеры подлинных чудес, прямо противоречащих законам природы: например, когда Б‑г раздвигает воды морские, чтобы спасти народ от фараонова войска, или когда Он останавливает солнце над Гивоном, чтобы помочь армии Йеошуа Бин‑Нуна. А здесь мы видим вещи вроде бы чудесные, но поддающиеся и естественному объяснению. «Уста земли», поглотившие Кораха, мы можем объяснить как землетрясение, шамир — как корунд, который использовался для резьбы по камню, а радугу, появившуюся после потопа, ученые давно уже объяснили эффектом преломления водяных капель в атмосфере. «Устье колодца» — вода из скалы в пустыне — любой геолог скажет, что это маловероятно, но теоретически возможно. Конечно, странно, что ослица заговорила с Бильамом, но если бы с ним заговорил попугай, никто бы не удивился. Странно, что с неба идет дождь из съедобных злаков, но мы слышали, что бывают даже дожди из мелких червей или головастиков!..
Поэтому‑то Б‑г создал эти вещи сразу после сотворения человека, «в сумерках перед шабатом», — в момент соединения дней творения, когда Он создал весь мир и наделил его физическими законами, а также днем праздника, который превыше всякого закона. Здесь содержится сразу два урока для нас сегодняшних. Во‑первых, мы должны понять, что и весь мир, вся природа с ее «физическими законами» — это тоже одно большое чудо, невероятной сложности механизм (и мы до сих пор познали лишь небольшую часть этого механизма!), действующий с поразительной точностью, как часы. А во‑вторых, объединение «природы» и «чуда» — важнейшая задача, которую Б‑г поставил перед человеческим родом. Недаром наши мудрецы говорят, что задача человека — раскрыть Б‑жественное во всех явлениях мира, добраться до самого начала, до истоков.
И обратите внимание: мишна добавляет к перечню чудес «клещи, что с помощью других клещей сделаны». Казалось бы, что может быть чудесного в таком простом и давно известном рабочем инструменте? Но давайте вспомним, как в древние времена делали клещи? Сначала надо было раскалить металл докрасна, чтобы стало возможно менять его форму; а чтобы держать его долго в огне или вытаскивать форму из горы горящих углей нужно было что? Правильно: другие клещи! А кто тогда дал нам первые клещи?!
На этот счет есть известная хасидская притча о сыне пекаря, который хотел всего добиться сам. Пошел он искать работу, встретил человека, который нанял его в свою пекарню; потом, когда он уже набрался опыта, к нему пришел другой человек и предложил стать совладельцем новой пекарни; когда научился еще и коммерции — встретил инвестора, который дал денег на создание целой сети пекарен… И вот он пишет отцу письмо, где рассказывает о своих успехах: дескать, спасибо тебе, папа, что обучил началам профессии, но дальше я уж всё сам, своим трудом! А отец ему отвечает: молодец, сын, горжусь тобой. Но раскрою один секрет: этих троих людей посылал я, потому что забочусь о тебе. С любовью, твой отец.
В этом и заключается главный урок нашей мишны. Мы знаем, что в основе всего находятся дела нашего небесного Отца, все явления мира — от Него. И, поскольку к любому испытанию заранее подготовлено лекарство, мы спокойно, без страха и паники ищем его — и решаем проблему. Мы создаем новые технологии, новые лекарства — и знаем, что все это происходит не ex nihilo, «из ничего», а основывается на материалах и явлениях, которые дал нам Б‑г.
Кстати, возможно именно поэтому среди наших единоверцев столько выдающихся ученых, решающих главные проблемы, стоящие перед человечеством.