Журналистка, которую допрашивали за репортаж о соучастии поляков в Холокосте, говорит, что ее дело закрыто
Польская журналистка, которую допрашивала полиция из-за репортажа о соучастии поляков в Холокосте, 23 февраля объявила, что дело против нее закрыто, сообщает «The Times of Israel».
Катаржина Маркуш пообещала продолжать сообщать о причастности поляков к Холокосту, а также о том, что, по ее словам, было «широко распространенной неприязнью поляков к евреям». «Прокуратура закрыла мое дело», – написала Маркуш в своем твиттер-аккаунте. «Так что можно писать о соучастии поляков в Холокосте и широко распространенной неприязни поляков к евреям». «Хорошо, потому что я буду продолжать это делать. В конце концов, правда важнее всего».
Маркуш, которая управляет сайтом «Jewish.pl» и пишет для JTA, была допрошена в начале этого месяца по подозрению в преступлении, подпадающем под статью 133 УК Польши, согласно которой тот, кто «публично оскорбляет нацию или Республику Польша», может получить до трех лет лишения свободы. На Маркуш была подана анонимная жалоба, в результате которой она была арестована, сообщает «Oko.press». В октябре 2020 года Маркуш написала в статье: «Доживем ли мы до того дня, когда польские власти также признают, что враждебность к евреям была широко распространена среди поляков и что польское участие в Холокосте является историческим фактом?» «Стойкость, гостеприимство, храбрость и благородство поляков и, конечно же, якобы огромная помощь, оказанная евреям во время и сразу после войны, – это одна из тех фикций, которые в течение многих десятилетий скармливали нам польские политики», – добавила она.
Маркуш рассказала «Oko.press» после ее допроса в варшавском полицейском участке, что полицейские спросили ее, намеревалась ли она «оскорбить польский народ» своей статьей. Она ответила, что это не было ее намерением. Журналистка добавила, что она привыкла получать письма с оскорблениями и угрозами, но что «это был первый раз, когда кто-то пожаловался в прокуратуру. Я считаю, что такие дела – пустая трата денег налогоплательщиков». «Я написала правду. Были поляки, причастные к Холокосту. Они предавали своих соседей-евреев и иногда даже убивали их. Это факт. Глупо, что мне приходится обсуждать это с полицией и что это может кого-то обидеть. Как можно обижаться на правду?» «Польская прокуратура не наказывает тех, кто исповедует антисемитские настроения, но готова наказать журналиста? Это безумие!» – добавила она.
На вопрос, почему ее так интересует еврейская жизнь в Польше, Маркуш ответила «Haaretz»: «Мне просто очень интересно польское еврейство. Возможно, поэтому я не нравлюсь польским правым и польским политикам. В моем Твиттере всегда есть антисемитские комментарии от них, но я не стану меняться. Они меня не напугают».
Расследование предшествовало вынесению приговора двум уважаемым польским историкам Холокоста в ходе скандального судебного разбирательства по делу о клевете, которое подняло острые вопросы о свободе исследования проблемного прошлого Польши. Позже окружной суд Варшавы постановил, что Барбара Энгелькинг и Ян Грабовски должны принести извинения женщине, которая утверждала, что ее умерший дядя был оклеветан в исторической работе, которую они совместно редактировали. Исследователи были соредакторами книги «Ночь без конца», в которой задокументированы случаи соучастия поляков в геноциде евреев во время немецкой оккупации во Второй мировой войне. Иерусалимский мемориал жертвам Холокоста Яд Вашем осудил это постановление, заявив, что он «глубоко обеспокоен его последствиями».
Судебный процесс проходил в напряженной политической обстановке, и критики обвиняли националистическое правительство в попытках обелить историю Польши и препятствовать научному расследованию случаев коллаборационизма. В 2018 году польское правительство приняло закон, запрещающий кому-либо упоминать о какой-либо ответственности польского народа или государства за преступления, совершенные нацистской Германией на польской земле. Польша была оккупирована нацистской Германией во время войны. Тысячи поляков были признаны Яд Вашем Праведниками народов мира за то, что они рисковали собственной жизнью ради спасения евреев. Тем не менее были поляки, которые предавали евреев немцам или принимали активное участие в их преследованиях. Эта тема была табу в коммунистическую эпоху, и каждое новое разоблачение преступлений поляков в последние годы вызывает негативную реакцию.