Новости

Польский суд постановил, что исследователи Холокоста должны извиниться перед племянницей деревенского старосты, которого обвиняли в выдаче евреев нацистам

10 февраля 2021, 13:00 польша
Поделиться

9 февраля суд в Варшаве постановил, что два видных исследователя Холокоста должны принести извинения женщине, утверждавшей, что ее умерший дядя был оклеветан в работе историков, в которой говорилось, что он помогал убивать евреев во время Второй мировой войны, сообщает «The Times of Israel».

Адвокаты 81-летней Филомены Лещинской утверждали, что ее дядя был польским героем, спасавшим евреев, и что ученые нанесли ущерб ее доброму имени и имени ее семьи. Однако окружной суд Варшавы отверг требование адвокатов Лещинской о выплате ей, 100 000 злотых (27000 долларов), в качестве компенсации. За этим делом внимательно наблюдают, поскольку ожидается, что оно создаст важный прецедент для независимого исследования Холокоста. Однако решение может быть обжаловано. На кону в этом деле была польская национальная гордость, по мнению истцов, а, по мнению ответчиков – будущая независимость исследований Холокоста.

Судья Ева Йончук постановила, что ученые Барбара Энгелькинг и Ян Грабовски должны принести Лещинской письменные извинения за «предоставление неточной информации» о том, что ее покойный дядя Эдвард Малиновский ограбил еврейку во время войны и способствовал гибели евреев, скрывающихся в лесу рядом с Малиново в 1943 году, когда Польша находилась под немецкой оккупацией. Им также было приказано принести извинения за «оскорбление его чести». Судья подчеркнул расхождения в показаниях, данных в разное время еврейкой, которые легли в основу описания поведения Малиновского. Малиновский был оправдан коммунистическим судом в 1950 году за соучастие в убийстве немцами в 1943 году 18 евреев в лесу недалеко от деревни Малиново. Он упоминается в кратком отрывке из 1600-страничного исторического труда «Ночь без конца: судьба евреев в отдельных уездах оккупированной Польши», который редактировали Грабовски и Энгелькинг. Они также написали некоторые главы из книги.

Лещинскую поддерживает Польская антидиффамационная лига, организация, которая борется с ложным изображением Польши.

Грабовски, польско-канадский профессор истории в Оттавском университете, и Энгелькинг, основатель и директор Польского центра изучения Холокоста в Варшаве, являются одними из самых видных польских исследователей Холокоста. Они рассматривают это дело как попытку дискредитировать их общие выводы и отбить у других исследователей охоту расследовать правду о польском участии в массовых убийствах евреев. Еврейские правозащитные организации выразили обеспокоенность этим постановлением, заявив, что любые ошибки в научных трудах следует оставить на усмотрение других ученых, чтобы они могли критиковать их в процессе обзоров и исправлений.

Марк Вайцман из Центра Визенталя подчеркнул, что опасается, что это окажет «сдерживающее воздействие» на ученых и «откроет дверь для других дел». Судья отклонила требование о финансовой компенсации, заявив, что такая сумма может негативно повлиять на будущие научные исследования. Адвокат истицы Моника Бжозовска-Пасека отрицала какие-либо попытки помешать проведению исследований. Она заявила, что Лещинская еще не решила, подавать ли апелляцию, но «компенсация не была самым важным требованием истца в этом иске. Огромное значение имел и имеет сам факт извинения».

Хотя Польша никогда не сотрудничала как государство с Третьим рейхом, а тысячи поляков были признаны Яд Вашем «Праведниками народов мира», были поляки, которые предавали евреев немцам. Эта тема замалчивалась в коммунистическую эпоху, и каждое новое разоблачение подобного рода в последние годы вызывает негативную реакцию. Польша никогда не признавала своего соучастия в крупномасштабных преступлениях, а в 2018 году Варшава приняла закон, запрещающий людям обвинять польский народ в зверствах Холокоста; впоследствии в закон были внесены поправки, отменяющие уголовное наказание.

В исследовании, посвященном памяти жертв Холокоста в Европе в 2019 году, утверждалось, что поляки являются одними из «худших преступников», когда речь идет об усилиях по реабилитации нацистских пособников и военных преступников и «минимизации их собственной вины в попытке уничтожения евреев». Согласно исследованию, проведенному учеными из Йельского университета и Гриннелл-колледжа, власти «занялись конкурентной виктимизацией», делая упор на польских жертвах, а не на еврейских жертвах. «Правительство тратит значительные усилия на переписывание истории вместо того, чтобы признать ее и извлечь из нее уроки», – говорится в исследовании.

Дело о клевете вызвало обеспокоенность на международном уровне, потому что оно происходит на фоне более широкой государственной кампании, направленной на подчеркивание страданий и героизма Польши. На прошлой неделе журналистка Катаржина Маркуш была допрошена полицией по подозрению в клевете на польский народ – преступлении, наказуемом лишением свободы на срок до трех лет, – за статью, в которой упоминалось «участие поляков в Холокосте». Консервативные власти Польши не отрицают, что некоторые поляки причиняли вред евреям, но они полагают, что акцент на правонарушениях поляков скрывает тот факт, что большинство этих убийств произошло по приказу немцев.

Польская антидиффамационная лига идеологически связана с правящей партией страны, и ученые видят в этом указание на то, что дело является частью поддерживаемых правительством усилий по пропаганде выгодного ему исторического нарратива. «Ночь без конца» рассказывает о судьбах евреев, которые бежали, когда нацисты «ликвидировали» гетто и отправляли их жителей в лагеря смерти. В ней описаны случаи, когда евреи пытались спрятаться, а те, кто выжил, делали это благодаря помощи поляков. В нем также представлены обширные свидетельства об отдельных поляках, которые передавали евреев нацистам.

В центре дела были свидетельские показания, данные в 1996 году еврейкой, урожденной Эстер Семятицкой, Фонду «Шоа» при Университете Южной Калифорнии, организации из Лос-Анджелеса, которая занимается сбором устных историй времен Холокоста. Когда она давала показания, она уже сменила имя, и ее звали Мария Вильтгрен. Вильтгрен, которой уже нет в живых, описала Малиновского, старосту деревни Малиново, как человека, который помог ей выжить с фальшивыми «арийскими» документами, поместив ее в группу поляков, отправленных на работу в Германию. Но она также сказала, что он обманул ее, лишив денег и имущества. Два ее сына показали, что она считала его «плохим человеком». В книге говорится, что Вильтгрен «знала, что он был причастен к гибели нескольких десятков евреев, которые прятались в лесу и были переданы немцам, но она дала ложные показания в его защиту на суде после войны». Судья заявила, что Вильтгрен в других показаниях дала другую версию, более благоприятную для Малиновского.

Энгелькинг, написавшая эту главу, признала ошибку. В книге она упомянула, что, когда Вильтгрен была в Германии во время войны, она торговала с Малиновским. В книге не проясняется, что это был другой человек с таким же именем. Энгелькинг утверждала, что ошибка не имеет отношения к более широкому вопросу о поведении старосты деревни по отношению к евреям.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции